Про жизнь

Развитие навыков самостоятельности. Опыт организации «Тепло сердец» в Пятигорске

Для любых детей, в том числе с ментальными нарушениями, важно иметь возможность получать навыки самостоятельности. Иногда у родителей складывается мнение, что в силу своих особенностей дети навсегда останутся беспомощными и зависимыми.

Между тем, ребят с интеллектуальными нарушениями можно и нужно готовить к самостоятельной жизни. Рассказываем, как пятигорские особенные мамы развивают самостоятельность своих детей.

Роль родителей в формировании навыков самообслуживания детей с ОВЗ

Не только недостаток информации о развитии особенных детей, но и другие причины, например, страх за здоровье ребенка может стать причиной чрезмерной опеки.

Так изначально было и со Светланой Сухановой, основательницей Пятигорской городской общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства «Тепло сердец», мамой Ярославы, девочки с синдромом Дауна.

После сложной операции на сердце малышки Светлана стала бояться, что девочка упадет или ударится.

Так сложилось, что в то время мама особенного ребенка взяла консультацию по поводу развития солнечных ребятишек в благотворительном фонде «Даунсайд Ап», для этого ей пришлось слетать в Москву. После того, как специалист организации порекомендовал ей перестать чересчур сильно опекать дочку, Светлана изменила отношение к Ярославе. Когда малышка начала учиться ходить, мама стала позволять делать ей самостоятельные первые шаги.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— В моем городе не было специалистов по развитию деток с синдромом Дауна. Изначально я обратилась к детскому неврологу, и врач мне сказала: «Развивай, как обычного ребенка». И все-таки мне хотелось понять, насколько отличается развитие моей девочки от развития деток без диагноза. Поэтому я полетела на консультацию в «Даунсайд Ап». Мне это многое дало, я получила рекомендации перестать чрезмерно переживать за дочь, не делать все за нее. Хотя у родителей особенных деток такое часто встречается — и шнуруют, и одевают, и зубы чистят. А нужно приучать к самостоятельности с раннего возраста.

Я поработала над собой, и стала давать дочке больше свободы. Когда она, например, падала, я ее жалела, поднимала и поощряла на то, чтобы она продолжила учиться ходить.
Поддерживать, направлять, верить — вот, в чем, по мнению Светланы, заключается роль родителей. Она считает, что как только ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, с этого момента можно постепенно прививать ему коммуникативные навыки и начинать обслуживать себя самостоятельно.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Например, одеться и раздеться. Если не получается, надо как-то помочь, но не своими руками, а его. Перед этим, конечно, нужно объяснить последовательность действий. Если ребенок не понимает речь, можно все это сделать при помощи альтернативной коммуникации. Например, использовать карточки (подобрать серию сюжетных картинок), показать фильм или мультфильм с соответствующими содержанием. Способы научить, в любом случае, есть. Нужно подобрать подходящие. Пусть не сразу, а немного позже, но все получится. Главное — запастись любовью и терпением.
  • Особенности развития детей с синдромом Дауна

Когда в семье ребенок с ментальными особенностями

Светлана Суханова растит дочку Ярославу с синдромом Дауна. Девочке сейчас 10, она младшая из троих детей Светланы. У Ярославы две старшие сестры.

Как мама особенного ребенка Светлана прошла все, что проходит большинство родителей таких детей: и стадию горя, и стадию возникновения проблем в семье, из-за которых случился разлад с мужем. Но сейчас все это осталось позади. Ярослава занимает особое место в семье. Родители активно развивают девочку.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Сейчас дочка учится в обычной школе по адаптированной программе для детей с интеллектуальными нарушениями. Она в третьем классе, и домашние задания выполняет сама с моей небольшой помощью. Допустим, переписать текст она уже может самостоятельно, а раньше не получалось — все время отвлекалась.
Самостоятельность девочки не ограничивается лишь обучением в школе. Ярослава прекрасно справляется со многими домашними делами. В 8 лет она сама впервые вынесла мусор, с двух лет умеет сортировать столовые приборы — с этого они с мамой начали тренировать мозг девочки и развивать опрятность.

Сейчас Ярослава может сходить за хлебом, приготовить завтрак, помыть посуду, вытереть пыль, заправить кровать. Если она выходит во двор, то с него никогда никуда не уходит без разрешения, не выбегает на проезжую часть, не общается с незнакомцами. Естественно, все это проявилось у Ярославы не само собой, не каким-то чудесным образом. За этим стоит каждодневная воспитательная работа ее мамы, постоянные объяснения и повторение информации.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Уже с раннего возраста нужно рассказывать ребенку, например, с кем можно общаться, с кем нет; кому можно дверь открывать, кому нет; кого можно обнимать, кого нет, а у кого нужно перед этим спросить, не против ли он, чтобы его обняли. Нужно расставить четкие границы — родственники, друзья и незнакомые люди.
Конечно же, чтобы находить возможность уделять достаточно внимания двум старшим дочкам, своему особенному ребенку и еще нескольким десяткам детей, которые посещают основанную Светланой организацию, ей самой необходимо быть очень активным, оптимистичным и разносторонним человеком. У мамы Ярославы много увлечений. «Единственное — с парашютом не прыгала и на параплане не летала», — шутит она.

Светлана любит рыбалку и походы в горы, а глубокими ночами, когда появляется возможность, с удовольствием вышивает крестиком или бисером.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Я понимаю, что мне нужно быть такой «батарейкой», нужно поддерживать себя, тогда я смогу помогать другим. Я люблю свою работу, детей. Старшая сестра Ярославы, Елизавета, закончила третий курс педагогического училища. Она прекрасно умеет работать с детьми, ведет в нашей организации «Тепло сердец» танцевальные занятия. А средняя учится в училище дизайна, иногда проводит творческие занятия у нас.
  • 9 способов позаботиться о себе для родителей детей с особыми потребностями

Роль спорта в развитии самостоятельности ребенка

Как говорит Светлана Суханова, спорт или хотя бы двигательная активность нужны любому ребенку, а детям с ментальными нарушениями — особенно.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Родители, которые к нам приходят, постепенно начинают чувствовать внутреннюю опору. Они видят, что не одни оказались в столь непростой ситуации, и это придает им сил. Ведь зачастую даже не все родственники знают диагнозы близких. Бабушкам, дедушкам стараются не рассказывать, чтобы не травмировать или ввиду их вероисповедания.

Конечно, я хочу помочь детям с нарушениями. Но все, что я делаю, я делаю, прежде всего, для своего ребенка. Ярослава — это луч солнца, который учит нас любви, теплу, бескорыстности, открытости, доброте.

Хочу оставить для нее дорогу, по которой она сможет идти сама. Чтобы когда меня не окажется рядом, она смогла жить самостоятельно. Я даю ей возможность пробовать, ошибаться, исправляться и пробовать снова.
К тому же физическая деятельность дает толчок для развития мозга. Как следствие — развитие речи и интеллектуальных способностей. По словам Светланы, работа с детьми с ОВЗ начинается как раз с двигательной активности.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Чем больше ребенок будет проявлять двигательную активность, тем более здоровым станет его тело, а за этим уже идет и развитие мозга. Дети начинают лучше учиться, меньше отвлекаться, улучшается память, подключается и речевая зона. Это все можно запустить при работе с телом.

Например, с аутичными детками мы сначала подключаем тело, а потом уже трудимся над коммуникацией, социализацией, внимательностью и т. д. Все это происходит через двигательные упражнения — ползание, подтягивания, отжимания и пр.
В связи с этим, Светлана вспомнила историю атлета Специальной Олимпиады Татьяны Пронской. У девочки синдром Дауна, сейчас ей 18 лет, девять из них она занимается плаванием. На соревнованиях в Казани девочка взяла все пять возможных золотых медалей.

Татьяна хорошо развита. Она самостоятельно путешествует, грамотно пишет и прекрасно излагает свои мысли. К тому же она научилась отлично выстраивать отношения с другими ребятами.
  • Атлеты Специальной Олимпиады: история Юлии Королевой

Благотворительная организация «Тепло сердец»

В ходе консультации в «Даунсайд Ап» Светлана попросила не только ответить их специалистов на ее вопросы, но и выделить грамотного человека, который помог бы ей работать с семьями, где есть особенный ребенок.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— И мне дали такого специалиста, я вела с ней годовую переписку, прежде, чем мы создали специальный лагерь для семей с солнечными детьми, собрали в нем людей из различных городов. И после этого продолжили работу: я объединила 10 семей, и в 2016 году зарегистрировали организацию. Теперь у нас даже есть дочерний «отросточек», филиал в станице Незлобная.
В организации дети посещают коррекционные, творческие и спортивные занятия, различные мероприятия: ходят в цирк, на концерты и соревнования. Большая работа проводится с родителями особенных детей.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Кто-то слышит все наши наставления и рекомендации, до кого-то не достучаться. Для меня здесь главное не передавить родителя собственным авторитетом, значимостью и грамотностью, не задеть его чувств. Мы ищем подход, чтобы объяснить, для чего надо развивать ребенка всесторонне; рассказываем, что благодаря этому гораздо легче будет проходить и его социализация, и коммуникация, и речь, и многое другое.
Сейчас в организации «Тепло сердец» на постоянной основе занимается 32 семьи в Пятигорске и 18 в филиале (ст. Незлобная). Также сюда обращаются за консультациями по развитию детей с различными нарушениями люди из ближайших регионов, таких, как Дагестанская и Чеченская республики.
Александр Викторович Альбицкий
Светлана Суханова
Председатель правления ПГООРДИ «Тепло сердец» (Пятигорск)
— Родители, которые к нам приходят, постепенно начинают чувствовать внутреннюю опору. Они видят, что не одни оказались в столь непростой ситуации, и это придает им сил. Ведь зачастую даже не все родственники знают диагнозы близких. Бабушкам, дедушкам стараются не рассказывать, чтобы не травмировать или ввиду их вероисповедания.

Конечно, я хочу помочь детям с нарушениями. Но все, что я делаю, я делаю, прежде всего, для своего ребенка. Ярослава — это луч солнца, который учит нас любви, теплу, бескорыстности, открытости, доброте.

Хочу оставить для нее дорогу, по которой она сможет идти сама. Чтобы когда меня не окажется рядом, она смогла жить самостоятельно. Я даю ей возможность пробовать, ошибаться, исправляться и пробовать снова.
В этом году при содействии фонда «Тепло сердец» в Пятигорске открылся инклюзивный класс при общеобразовательной школе. Специалисты курируют обучение детей с особенностями развития и работают в тандеме с детским неврологом, который осматривает детей и дает рекомендации. Проходят мероприятия, планируется закупка оборудования для стимуляции речевого аппарата.
Какие планы Вы хотели бы реализовать в будущем?
Мечтаем о создании «учебной квартиры». Это специально выстроенное пространство, где молодые люди с ментальными нарушениями под контролем специалистов будут проживать, учиться ухаживать за собой, уметь распределять свои обязанности, делать закупки, уметь добираться из пункта, А в пункт Б своими усилиями и т. д. Таким образом, мы сможем посодействовать благополучателям более зрелого возраста научиться вести независимую автономную жизнь, а это очень даже возможно!

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности