Адаптивный парусный спорт: история инклюзивной команды из Питера
Больше двадцати лет адаптивный парусный спорт, одна из дисциплин Специальной Олимпиады, помогает людям с ментальными отклонениями стать самостоятельнее, сильнее и счастливее.
В России парусный спорт наиболее развит в Санкт-Петербурге. Наверное, неслучайно. Ведь первые яхт-клубы появились в нашей стране именно на Неве. Как люди с особенностями интеллектуального развития социализируются с помощью занятий парусным спортом, нам рассказал Владимир Куликов — тренер молодежного клуба для людей с инвалидностью «Маяк-Олимпикс».
Звезда парусного спорта
«Позвольте мне победить. Но если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке». Эту клятву Специальной Олимпиады в 2015 году в Лос-Анджелесе Алексей Галкин повторял с дрожью и волнением в голосе. Еще бы! Ведь мог ли он когда-либо мечтать, что однажды окажется здесь, в Америке, под прицелами камер журналистов, как настоящая звезда парусного спорта.
На сцене поют Стиви Уандер и Эд Харрис, спортсменов обнимает Колин Фаррелл, у старшего сына которого инвалидность с детства. Тогда в Америке Алексей ощутил себя частью огромного сильного мира, в котором не жалеют и не отвергают, а поддерживают и принимают такими, какие есть.
Алексей Галкин с командой на Специальной Олимпиаде в Лос-Анджелесе
Олимпийские состязания по адаптивному парусному спорту проходили на пляже в Лонг Бич. Глядя, как лавируют яхты под переменчивым ветром залива, не каждый зритель понимал, что управляют ими люди с ментальными особенностями.
Алексей Галкин
атлет Специальной Олимпиады
— Это был мой первый опыт в таких крупных соревнованиях. Я был партнером профессионального спортсмена, мне доверили руль. Был страшный момент там, когда лодку закрутило. У меня все поплыло перед глазами. Но я собрался и пришел к финишу.
Более двадцати лет этот физкультурно-творческий центр объединяет людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями и оказывает психологическую поддержку их семьям.
Уже через четыре года Алексею предложат управлять яхтой самостоятельно, и он блестяще выступит одиночно на Специальной Олимпиаде в Абу-Даби в марте 2019 года, заняв третье место в своей дисциплине.
Духовный обмен
Победы — это приятная, но далеко не главная цель инклюзивных состязаний, считает Владимир Семенович Куликов — руководитель клубного формирования по парусному спорту в «Маяк-Олимпикс»:
Владимир Семенович Куликов
Тренер
— На Специальной Олимпиаде есть гонка, но правильная, здоровая. Она стимулирует атлетов. Однако главная задача — социализация и общение инвалидов. Это помогает им развиваться.
Владимир Семенович вспоминает, каким испуганным и застенчивым Алексей пришел на первую тренировку. Прятался под стол, не хотел выходить. А сейчас пишет стихи, тексты, выступает, анализирует события. Благодаря спорту, он раскрылся.
Куликов работает тренером почти 50 лет — огромный опыт. 20 из них — в адаптивном парусном спорте. Под его крылом сейчас 28 атлетов от 13 до 38 лет. Высший пилотаж педагогического мастерства — объединить этих непростых по здоровью и уровню развития спортсменов в одну дружную команду, к каждому найти свой подход, подобрать нагрузку, правильные слова:
Владимир Семенович Куликов
Тренер
— В парусном спорте невозможно прийти к атлету и пойти с ним сразу на лодочке кататься. Нет. Это длительный процесс, тяжелый. Экипаж должен быть единым организмом. Лето мы проводим в спортивном лагере «Солнечный». Там не просто тренируемся, но вместе живем, едим, проводим 24 часа в сутки. Происходит удивительный процесс взаимного обогащения, срастания, духовного обмена. И только тогда мы становимся не просто командой, экипажем, а настоящей семьей.
Главное — отдавать
Во время интервью Владимир Семенович не раз подчеркивает, что парусный спорт и тренерство для него не работа, а образ жизни. Первый раз под парусом он вышел, будучи мальчишкой. Во дворе своего дома на Фонтанке соорудил с другом плот, чтобы ранним июньским утром отправиться по Неве в Африку. Товарищ убежал за спичками, да так и не вернулся. И Куликов ушел в путешествие один. Правда до Африки не доплыл. По пути плот начал тонуть. К счастью, спортсмены-яхтсмены спасли юного мореплавателя.
Владимир Семенович Куликов
Тренер
— В парусном спорте я с 1956 года. Всю жизнь фактически. Тренером стал случайно. В 1972 году шел через Керченский пролив в Крым. Шторм, лодку качает. Рядом со мной оказался фронтовик Шур Иван Евгеньевич. Чтобы отвлечь меня от страха, он сказал слова, которые до сих пор звучат в ушах. О том, что самое главное — отдавать. Время, знания, силы, вещи, деньги — все отдавать. И только тогда в твоей жизни будет смысл. Эта мысль меня не отпускала.
Вскоре Владимир Семенович узнал, что у двоюродной сестры родилась дочь с особенностями интеллектуального развития. Стал помогать, читать специальную литературу. Постепенно пришел к пониманию, что есть опыт, желание и знания помогать и другим людям с особенностями в развитии. Так и оказался в «Маяк-Олимпикс» — клубе, который в прошлом году отметил 20-летие работы в адаптивном парусном спорте.
Школа жизни
Чтобы тренировать спортсменов с диагнозом «умственная отсталость», их надо любить, понимать, считает Владимир Семенович:
Научить атлета управлять парусником — внешняя задача тренеров. Но главная идея — через спорт вытянуть людей с инвалидностью из четырех стен и адаптировать в реальном обществе. Владимир Семенович называет это «Школой жизни». На теоретических занятиях в форме игры воспитанников учат простым вещам, которые нужны не только на воде, но и в жизни: завязать узел, починить деталь, сохранять спокойствие в толпе, тесноте, помогать своему партнеру, нести ответственность.
Владимир Семенович Куликов
Тренер
— Есть ли негатив? Нет. Тренерство приносит мне только положительные эмоции. Знаете, бывает, что угнетают люди без всяких диагнозов. Встречаешь таких и не понимаешь, у кого на самом деле нарушения.
Главное в занятиях — систематичность. Это дисциплинирует. Тренировки порой однообразные, упражнения одни и те же, но в этом и смысл. Довести до автоматизма все навыки, чтобы думать не о движениях, а о тактике. В парусном спорте атлеты, выступая в паре с обычными спортсменами, не уступают им — в лодке они на равных.
Владимир Семенович Куликов
Тренер
— Порой чтобы чему-то научить, я делаю упражнения вместе с ними, повторяю вновь и вновь. Это сложный процесс, им тяжело сосредоточиться, но наша команда работает слаженно — и результат есть. Под командой я имею в виду тренеров и тьюторов-родителей. В инклюзивном спорте их роль огромна.
Не бойтесь, если сразу не получится
Татьяна Тимофеевна Цатурова водит сына Арсена на занятия адаптивным парусным спортом с момента основания секции. Интеллект у него не такой сохранный, как у других атлетов в клубе, поэтому мама присутствует на тренировках в качестве тьютора, помогает тренерам.
Татьяна Цатурова
мама атлета Арсена
— Парусный спорт стал его стержнем в жизни, опорой. В голове появился порядок. Вот начинается новый день. Он знает, что сейчас будет тренировка. Уже 21 год он не пропускает занятия. Я не знаю, что было бы, если бы не спорт. Это и дисциплина, и яркие эмоции. Жизнь заиграла красками.
фото из архива Владимира Семеновича
В отличие от Алексея Галкина, Арсен в силу здоровья не принимает участия в международных соревнованиях по адаптивному парусному спорту. Но на местном уровне участвует с удовольствием. Рад проявить свои знания, на берег возвращается абсолютно счастливым.
“
Отдавайте в спорт! Вы не пожалеете.
Татьяна Цатурова
мама атлета Арсена
— Когда заканчивается тренировка и Владимир Семенович кричит традиционное «Россия, вперед! Ура, ура, ура!», мы все чувствуем такой душевный подъем. Это не передать словами. Всем, у кого в семье есть ребенок с ментальными особенностями, советую: отдавайте в спорт! Вы не пожалеете.
Это не дополнительная нагрузка на и без того сложный процесс воспитания. Наоборот. Очень помогает и разгружает. В спорте они учатся самоорганизации, концентрации внимания, самооценка повышается. Они начинают верить в себя. Не бойтесь, если сразу не получится. Потом обязательно будут результаты.
Пандемия и тренировки
За 20 лет обычный кружок по адаптивному парусному спорту в подростковом клубе вырос в мощную базу, воспитывающую настоящих чемпионов. При поддержке генерального директора Специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга Гутникова Сергея Владимировича и заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта Сергея Петровича Евсеева в «Маяк-Олимпикс» выстроили не просто систему спортивных занятий, а глубокую программу адаптации и развития людей с инвалидностью.
Из-за пандемии в тренировочном процессе этой весной произошел сбой. Страдают и педагоги, и атлеты. Сорвались все летние состязания. Но это далеко не первая и уж точно не самая большая трудность, которую предстоит пережить команде.
Владимир Семенович уже подготовил план «послекарантинных» тренировок, которые помогут атлетам восстановить режим и форму. Сильные духом они справлялись и преодолевали себя, обстоятельства, соперников и встречные ветра. Справятся и с этим. В клубе с нетерпением ждут возобновления занятий и уже начинают готовиться к следующей Всемирной Специальной Олимпиаде.
Двигаться вперед
А пока поддерживают связь онлайн: созваниваются, общаются, тренируются по мере возможности дома. Для людей с инвалидностью этого, конечно, мало. Ведь главный заряд опыта они получают именно на соревнованиях.
Общение в инклюзивной среде, встречи, здоровый дух соперничества «окрыляют» атлетов. Каждое состязание: от районного до международного — шаг вперед для каждого из них. Поэтому лучшее, что сейчас можно сделать для развития инклюзивного спорта в России — поддерживать участие в соревнованиях самого разного масштаба, считает Владимир Куликов.
Парус для Алексея, Арсена и других атлетов «Маяк-Олимпикс» — ориентир, который помогает им двигаться вперед. И попутным ветром в этом движении становятся родители и тренеры. Вода, лодка и морской бриз дают возможность почувствовать себя независимыми, свободными, стирают разницу и барьеры для общения. А ведь это и есть одна из главных задач адаптивного спорта.
Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.