Дети и взрослые с интеллектуальными нарушениями участвуют в программах Специальной Олимпиады и вдохновляют нас каждый день.
Но что же такое интеллектуальные нарушения и как часто они встречаются?
Что же такое интеллектуальные нарушения?
Интеллектуальные нарушения — это термин, применимый к человеку, который имеет трудности при выполнении умственных операций, в общении, в социальных навыках и навыках самообслуживания.
Ребёнок, имеющий такие трудности зачастую развивается и обучается медленнее своих сверстников без инвалидности. Интеллектуальные нарушения могут появиться у ребёнка любого возраста: начиная от внутриутробного периода и вплоть до 18 лет.
Особенности интеллектуального развития встречаются у людей чаще других нарушений.
Согласно Американской ассоциации по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития, человек имеет интеллектуальные нарушения, если выполнены следующие три условия:
1. Уровень IQ ниже 70-75.
2. Имеются значительные трудности в освоении двух и более сфер жизни (бытовые навыки, трудовая деятельность, общение, навыки самообслуживания).
3. Нарушения обнаруживаются до наступления возраста 18 лет.
Интеллектуальные нарушения — этичная формулировка для нарушений развития. В официальных диагнозах и правовых документах используют термин «умственная отсталость».
Что вызывает интеллектуальные нарушения?
Интеллектуальные нарушения могут быть вызваны следующими причинами: травма, тяжёлое заболевание, нарушение в работе мозга. Довольно часто причина интеллектуальных нарушений у ребёнка остаётся неизвестной.
Некоторые причины интеллектуальных нарушений заметны ещё до рождения ребёнка: например, синдром Дауна, фетальный алкогольный синдром, синдром ломкой Х-хромосомы, врождённые пороки развития, инфекции. Кроме того, к интеллектуальным нарушениям могут привести патологические факторы, действующие во время родов и в послеродовом периоде.
По мере взросления ребёнка могут появиться и другие факторы риска: серьёзная травма головы, инфекция, внезапный приступ.
Наиболее распространённые причины
Чаще всего интеллектуальные нарушения возникают в силу следующих обстоятельств:
Наследственное заболевание. Особенности интеллектуального развития могут быть вызваны генетической (наследованной от родителей) или хромосомной патологией (сформировавшейся при соединении генов). Примерами наследственных заболеваний являются синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы, фенилкетонурия.
Нарушения внутриутробного развития. Та или иная проблема в развитии плода в период беременности (начиная с клеточного уровня) может привести к интеллектуальному нарушению у ребёнка впоследствии. Если беременная женщина употребляет алкоголь или переносит инфекционное заболевание (например, краснуху), у ребёнка появляется риск интеллектуальных нарушений.
Патология во время родов. Родовые травмы, гипоксия и другие осложнения во время родов могут также привести к последующим интеллектуальных нарушениям.
Тяжелое заболевание или интоксикация. Осложнения после перенесённых заболеваний (таких, как коклюш, корь, менингит) могут стать причиной интеллектуальных нарушений. К факторам риска также относятся чрезвычайно скудное питание, отсутствие адекватной медицинской помощи, интоксикация свинцом или ртутью.
Известно, что интеллектуальные нарушения не передаются от одного человека другому. Кроме того, их нельзя отнести к ментальным расстройствам, к которым относится, например, депрессия. Интеллектуальные нарушения неизлечимы, но, тем не менее, дети с особенностями интеллектуального развития способны обучиться многим вещам. Родителям и педагогам таких детей стоит помнить, что им может требоваться больше времени, чем их сверстникам, или особый подход.
Как часто встречаются интеллектуальные нарушения?
Только в США особенности интеллектуального развития встречаются примерно у 6,5 миллионов людей. Около 1−3% населения планеты имеет различные ментальные нарушения, а это не менее 200 миллионов людей.
В странах с низким уровнем дохода люди чаще имеют интеллектуальные нарушения: по статистике на каждые 1000 человек нарушения имеют 16,41. Стоит сказать, что особенности развития в целом более распространены у людей в странах с низким доходом.
По оценке Программы развития ООН, 80% всех людей с различными особенностями развития живут в странах с низким доходом. В то время, как в масштабах планеты примерно каждый десятый человек имеет какие-либо особенности развития, в самых бедных странах эта участь касается каждого пятого.
Источники: Американская ассоциация по интеллектуальным нарушениям и нарушениям развития; Национальный центр врождённых пороков и нарушений развития при Министерстве здравоохранения и социальных служб США; Программа развития ООН; федеральное агентство Министерства здравоохранения США «Центры по контролю и профилактике заболеваний США».
Почитайте полезные статьи в блоге Специальной Олимпиады
Специальная Олимпиада предлагает много способов принять участие. Есть краткосрочные и долгосрочные волонтерские возможности, возможность заниматься единым спортом и стать спортсменом Специальной Олимпиады.