Работа с детьми с особенностями в развитии: мнение спортивного психолога
Про жизнь
Работа с детьми с особенностями в развитии: мнение спортивного психолога
Как добиться результатов в спорте у детей с ментальными нарушениями? Какие достижения считать достижениями? Как реагировать на нетипичные поступки и резкие проявления эмоций? Такие вопросы возникают у тренеров и волонтеров, которые только начинают работать с детьми с особенностями в развитии.
Мы попросили спортивного психолога Анну Хлопину ответить на часто задаваемые вопросы и дать рекомендации наставникам юных атлетов.
Чем занимается спортивный психолог?
Спортивный психолог помогает организовать тренировочный процесс, взаимодействует с тренерами, атлетами и родителями. Помогает настроиться перед стартом, разрешает конфликты. Анна Викторовна Хлопина работает с атлетами с разными нарушениями в развитии и убеждена, что универсальных советов по взаимодействию нет. Каждый атлет требует индивидуального подхода.
Часто бывает, что у спортсменов диагнозы накладываются друг на друга. Да, есть общие рекомендации. Но волонтеры, которые хотят стать частью Специального Олимпийского движения, должны понимать, что важна теоретическая подготовка. Важно учиться и наблюдать, делать выводы. К каждому ребенку в зависимости от нарушений нужен особый подход.
Тренировки атлетов — это радость или работа?
Спорт в первую очередь — это дисциплина. Причем не только спортсмена, но и всей семьи. Для атлетов с интеллектуальными нарушениями важна предсказуемость событий и последовательность. Тренировки, сон, питание: режим соблюдает вся семья.
Простые действия приходится повторять многократно. Научение идет в процессе тренировок, из года в года повторяется одно и то же. Да, это тяжело и надоедает. Но требуется структурированность. Все направления спортивной деятельности и реабилитации основаны на дисциплине и грамотном распределении рабочего времени.
Нейроны головного мозга отвечают за торможение и возбуждение, сменяют друг друга. На этом принципе строим режимные моменты для атлетов. Дело в том, что у людей с ментальной инвалидностью идет постоянное возбуждение. Поэтому тренируем мозг как мышцы, учим «тормозить». Режим со сменой активной деятельности и отдыха помогает это натренировать. После возбуждения идет стадия торможения: поэтому устраиваем дневной сон после тренировки.
Дети по физическому здоровью не ограничены, им доступно все. Просто это происходит в большом отрезке времени: они запомнят движение не за два раза, а за двадцать пять. Родителям, тренерам и волонтерам надо настраиваться на очень долгий процесс.
Детей с ментальными нарушениями важно настраивать на процесс, а не на результат. Мы сейчас учимся, пятьсот раз повторяем. Потом еще тренируемся. Потом едем на соревнования, там посмотрим: получается что-то или нет.
Поощрения должны быть адекватными виду спорта и прогрессу юного атлета. Ты сейчас — на данный момент — молодец! Ты присел пять раз! Сравнение с предыдущими тренировками может не сработать: ребенок забудет и не сможет сравнить.
Дети с синдромом Дауна, например, сложно переучиваются. Если научились неправильно, то единственный вариант — прекращать тренировки на несколько месяцев и потом начинать заново. Дети с РАС обучаются в зависимости от типа мышления: если развито математическое мышление — на цифрах и схемах. Если творческое — искать другие подходы.
Не забывайте, в спорте для людей с ментальными нарушениями важны не победы, а приобретенные навыки с точки зрения реабилитации и дисциплины. Например, результатом тренировок может стать умение слышать команды извне или терпеть присутствие других людей в помещении. Кто-то научится общению, пусть только с одним тренером, но это тоже результат.
Детей с ментальными нарушениями важно настраивать на процесс, а не на результат.
К чему быть готовым во время работы с детьми с особенностями развития?
Какое поведение и какие реакции ожидать?
Иногда при взаимодействии с детьми волонтеры получают «неадекватные» реакции. Проявления любви и радости отличаются от привычных нам, будьте к этому готовы. Дети с синдромом Дауна, например, охотно и очень сильно обнимаются. А дети с аутизмом не дают себя трогать и не смотрят в глаза. Дети с диагнозом «умственная отсталость» могут быть агрессивными.
Нужно помнить, у людей с ментальными нарушениями возникает цепная реакция. Если один начинает истерику, остальные подхватят.
У детей с РАС может быть реакция на запахи, которые они запомнили в неприятной ситуации. Если они почувствуют такой же запах, то будут избегать общения.
Как реагировать на всплески негативных эмоций?
Представьте, что ребенку как будто каждый раз тяжелая батарея падает на ногу. Именно так он себя чувствует, когда до него просто дотронулись. Бесполезно говорить: «Успокойся, прекрати!» Вариант, который подойдет: «Что случилось?»
Есть предвестники, по которым можно понять, если что-то не нравится. Важно их отследить: наблюдать во время тренировок и соревнований, консультироваться с тренером или психологом, общаться с родителями.
Юные атлеты очень сильно волнуются, чувствуют ответственность, хотят быть «как все». Перед стартом срываются. Иногда помогают особые дыхательные упражнения. Но все решения в каждом отдельном случае принимаются только после консультации со специалистом: лечащим врачом, тренером или спортивным психологом.
Какие есть основные принципы общения?
Как настроиться на общение с детьми с ментальными нарушениями?
Быть готовым воспринимать реальность такой, как она есть. Это люди. Они просто есть. Они не наказаны за что-то, не обделены.
Перед тобой другой человек — со своими «хотелками» и своими «не буду». Со своими амбициями и правами. Будьте готовы их принимать.
Сколько времени потребуется, чтобы наладить контакт?
Люди с ментальными особенностями воспринимают реальность острее. Им требуется больше времени, чтобы привыкнуть к новому. Так что не пытайтесь быстро понравится, дайте время освоиться. У всех это будет по-разному, но точно не сразу.
Уместна ли жалость?
Помните, что у всех разные возможности и разные способности. Жалость неуместна. Тем более, дети с ментальными особенностями остро чувствуют ложь и жалость. Они сразу считывают и брезгливость. В этом случае контакт наладить не получится.
Какие еще эмоции могут помешать?
Важно справиться со страхом. Почитайте, как проявляются разные нарушения в развитии, как дети могут себя вести. Посмотрите видеоматериалы, чтобы увидеть разное мышление и потренировать свое восприятие.
Какие фильмы или видеолекции рекомендуете посмотреть?
Работа с детьми с особенностями развития — не самое простое дело. Но быть причастным к результату этой работы очень вдохновляет волонтеров. Специальная Олимпиада меняет мироощущение, дает огромные возможности проявить себя и познать мир. Присоединяйтесь к Инклюзивной Революции!
Миссия Специальной Олимпиады — помогать другим обрести радость и уверенность в себе независимо от нарушений и особенностей.
Вступайте в инклюзивное общество!
Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?