Истории

Александр Альбицкий: тренер особенных чемпионов из Тамбова

Александр Альбицкий — победитель конкурса «Самый результативный тренер 2020 года»; тренер Специальной Олимпиады, наставник, который многим воспитанникам стал как отец; человек, к которому атлеты прислушиваются не только в спортивных вопросах, но и в личных.

Тренер рассказал нам о своем пути, об особенностях работы и о ключевых моментах успешного подхода к развитию воспитанников.

Путь к тренерству

Многие ли тренеры могут похвастаться тем, что их воспитанники помнят о них и приезжают в гости, даже спустя десятилетия?

Александр Альбицкий — один из таких. Закончил он Тамбовский государственный университет имени Державина, стал специалистом по физической культуре и спорту. Еще будучи студентом последних курсов, начал работать с особыми детьми.

Александр Альбицкий
тренер адаптивного спорта
— У нас в университете есть кафедра адаптивной физкультуры, и мы проходили практику, работая с детьми с ментальными нарушениями. Тогда я и отметил, что мне очень нравится их тренировать. Это ответственные, целеустремленные ребята, в которых напрочь отсутствует агрессия. Уже в первое время обратил внимание на то, что у нас здорово получается сотрудничать. Очень радовали их результаты и в плане социализации, и в плане спортивного развития.
Работа с особыми детьми — это всегда большой труд, и, несмотря на то, что Александр обобщил, что в целом у ребят нет агрессии, бывают всякие ситуации. Тренер не заостряет на этом внимания и относится к любому поведению воспитанников очень просто — если есть сложности, нужно дополнительно подключить к работе психологов или других специалистов. Проблемы в этом Александр абсолютно не видит.

В самом начале работы с особыми детьми для кого-то могло показаться неимоверно сложным идти в первых рядах по непроторенному пути. Отношение к особенным детям только начало меняться: ребят перестали игнорировать, стали адаптировать и развивать. Но как это делать, как подбирать подход и проводить тренировки? В то время еще не было понятно. Александр же мало вспоминает трудности, он больше говорит о результате совместных усилий — открытии спортивно-адаптивной школы в регионе.

Александр Альбицкий
тренер адаптивного спорта
— С 1999 года я начал работать в школе-интернате для детей с ментальными нарушениями. В то время заканчивал обучение в университете, писал по теме адаптивного спорта курсовую, а затем и диплом.

В итоге моя деятельность вылилась в создание развивающих программ для особых детей с учетом их нарушений. А далее Администрация Тамбовской области приняла решение о необходимости открытия спортивно-адаптивной школы.

В спортивно-адаптивной школе, где работает Александр Альбицкий, сейчас обучается более 250 человек.

Увеличился и список развиваемых видов спорта. Если после открытия проходили тренировки только по легкой атлетике и лыжным гонкам, то сейчас добавились горные лыжи, бочче, настольный теннис, плавание.
Александр Альбицкий прошел путь длиной в 23 года от создания и апробации новых методик развития атлетов до поездок в далекие страны для участия в международных конкурсах и завоевания многочисленных медалей. На начальном этапе, по словам тренера, особенно помогла поддержка его университета, от которого тренер получал и спортивное сооружение для тренировок, и методические советы.
Как ускорить развитие адаптивного спорта в России? Опыт Специальной Олимпиады

Отношение к трудностям

По мнению тренера, если особенный ребенок живет в семье, очень многое зависит от его родителей. Некоторые снисходительно относятся к таким детям, чем и мешают развиваться. И когда такой ребенок приходит на тренировку — вообще не понимает, для чего он тут, поэтому не проявляет нужных для спортсмена качеств. В руках тренера — возможность изменить эту ситуацию.

Серьезных трудностей в своей работе Александр не видит. Да, есть много работы с организацией выезда детей на соревнования, но вся схема отработана, и путешествия даются достаточно легко. К тому же для того, чтобы упростить эту задачу, школа купила новый автобус на 20 мест.

Александр Альбицкий
тренер адаптивного спорта
— Мы изначально пошли по пути привлечения государственных средств для развития детей с ментальными и иными особенностями. Да, первый год мы работали только за счет университета, потом встретились с проректором, с начальником управления образования и решили добавить новую статью расходов. Сейчас 90% расходов, практически все, что нам нужно, включая спортинвентарь, мы закрываем из госбюджета.
Регионы делятся опытом написания заявок на грант

Секрет успешного подхода к развитию

Сейчас результатом работы Александра можно считать то, что он вырастил более десяти чемпионов Специальной Олимпиады. Среди них и Татьяна Баранова, лидер-атлет, победитель Всемирных игр Специальной Олимпиады.

На вопрос о том, как воспитывать победителей, он в первую очередь говорит об особых отношениях с воспитанниками.

Александр Альбицкий
тренер адаптивного спорта
— В моей работе есть особый нюанс — все дети, которых я тренирую, — сироты. Я им заменяю родителей, можно сказать. Стараюсь помогать ребятам с оформлением документов на квартиру, с устройством на работу. Даже с теми, кто закончил школу или училище и уже трудится, мы продолжаем общаться.

На Новый год был приятно удивлен — ко мне, чтобы поздравить, с разных концов области приехало 8 моих воспитанников, которых я выпустил еще 18 лет назад.
Посол Специальной Олимпиады: история Татьяны Барановой

Александр считает, что надо не просто выполнять свою тренерскую задачу, но и психологически работать с атлетами. Нужно добиваться не только того, чтобы они достигали высоких результатов в спорте, но и умели общаться с людьми, выстраивать отношения.

Поэтому работа тренера Специальной Олимпиады с воспитанниками выходит за формальные рамки.

Александр Альбицкий
тренер адаптивного спорта
— У нас есть план: каждую весну перед концом учебного года мы со всеми ребятами собираемся в двухдневный поход. Также раз в месяц ходим в кино, очень любим посещать экскурсии, когда выезжаем на соревнования в другие города.

Благодаря всем этим мероприятиям дети заводят друзей, начинают общаться. Конечно, в первое время стесняются, а потом кучу времени проводят за перепиской в соцсетях — «приедешь, не придешь», «как у тебя самочувствие?», «я тебя в следующий раз обгоню»!
В видеосюжете проекта LIFE.ru (смотрите с 11 минуты) Александр Альбицкий рассказал о том, как помогает детям-сиротам и ребятам с особенностями развития выйти в общество и найти свою точку опоры в жизни.
Отдельно по важности в своей работе Александр выделяет индивидуальный подход.

Александр Альбицкий
тренер адаптивного спорта
Кто-то рано начинает показывать результаты, кто-то чуть позже. Иногда надо выдержать паузу, чтобы ребенок подтянулся, освоил какие-то навыки, а в следующий раз, наоборот, продолжить интенсивно заниматься. Такая настройка работы под каждого воспитанника и дает нам результат.

Если брать маленьких ребятишек — кто-то есть пошустрее, и того приходится брать за руку и водить с собой. А у кого-то потяжелее заболевание, с тем уже нужно совершенно по-другому себя вести. Каждое его движение вперед, каждый шажок — у тренера улыбка на лице — радуешься любому достижению, хлопаешь в ладоши.

А когда детки становятся постарше — приходится уже чаще строгость проявлять. Они и сами понимают такой подход, где порядок — там движение вперед.

И, конечно, по мнению тренера, очень важна вера в успех. За все время своей работы он не может вспомнить ни одного случая, когда год-два тренировок не давали совершенно никаких результатов в развитии атлета. Проявляться они могут по-разному, пусть это небольшие улучшения, но прогресс есть всегда.

Наверное, именно благодаря вере в результат и любви к детям, Александр Альбицкий берется тренировать ребят даже с тяжелыми нарушениями.

Александр Альбицкий
тренер адаптивного спорта
— Среди моих воспитанников есть девочка с ДЦП — Наташа Кошелева. В первый раз она оказалась на тренировке в шесть лет. Тогда она еще не могла ходить, ее принесли на руках. И я стал с ней заниматься. Сначала также носил на руках, она тренировалась в зале со снарядами. Это стало помогать, ее мышцы почувствовали нагрузку и начались изменения к лучшему.

Сейчас Наташе уже 23 года, она работает в детском саду и продолжает заниматься спортом. Ходить сама она начала через пять лет после начала тренировок, и сегодня является призером Всемирных игр Специальной Олимпиады. Она бегает так, как не могут бегать многие молодые люди ее возраста без диагноза!

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности