про жизнь

Нормализация жизни: вести жизнь «обычного» человека или максимально приблизится к этому

Жить в собственном доме в окружении близких людей, самостоятельно выбирать себе одежду, уметь и иметь возможность обслуживать себя — все это кажется нам обыденным, не стоящим внимания. А для многих людей с ментальными нарушениями нормальная жизнь — важная, еще не достигнутая цель. Какие шаги предпринимаются в нашей стране в этом направлении?

Что такое нормализация жизни?

Нам достаточно просто понять, что это, но сформулировать сложнее. Основные принципы нормализации жизни нашли отражение в книге Бенгта Нирье, которая вышла в 1969 году при поддержке американского правительства. Помощь в ее составлении оказали датские и шведские представители служб по уходу за особыми людьми. Еще более глубоко основы нормализации жизни описаны в книге Анн Бак и Карла Грюневальда «Забота и уход» (2001).

Согласно книге, основное место в нормализации жизни отводится обыденным для большинства возможностям:

  • жить в своем доме с родными и близкими людьми,
  • иметь все необходимое для свободного развития,
  • учиться в школе с обычными детьми, даже несмотря на необходимость получения знаний по своей собственной программе,
  • стать достаточно самостоятельным и адаптированным для жизни без родителей во взрослом возрасте,
  • иметь право выбора — жить одному или с тем человеком, с кем хотелось бы находиться рядом,
  • увеличивать количество принимаемых без посторонней помощи решений в связи с развитием и взрослением,
  • получать серьезное уважительное отношение от окружающих.
У каждого человека понятие «нормальной жизни» свое, а для тех, кто имеет ментальные особенности, это понятие отличается от других еще больше. Оно учитывает все потребности лиц с интеллектуальными нарушениями, скорость развития, их предпочтения и многое другое. Это все то, чего им не хватает для того, чтобы в определенный момент начать жить жизнью «обычного» человека или хотя бы максимально приблизится к этому.

В резолюции круглого стола «Особые дети — обычная жизнь. Нормализация жизни особого человека» дано такое определение нормализации жизни:
Нормализация жизни особого ребенка — это возможность расти дома и во взрослом возрасте продолжать жить там же, а не в интернате. Учиться, работать, отдыхать в компании тех людей, которых выбираешь сам. Иметь индивидуальную социальную поддержку государства. Это возможность для родителей обустроить будущее ребенка так, как они хотят. Чтобы его жизнь продолжалась обычным образом и в том случае, когда родители уже не смогут о нем заботиться. Если особый ребенок учится — чтобы продолжал учиться. Если он взрослый и работает — чтобы работал, а не просто жил там, где есть крыша. Предсказуемость будущего — важнейшая часть нормализации. Родителям любого ребенка нужно иметь не призрачную надежду на благополучие, а уверенность в его дальнейшей судьбе. И по отношению к особым детям это должно быть также верно.
Резолюция круглого стола «Особые дети — обычная жизнь. Нормализация жизни особого человека»
Особую роль здесь играет инклюзия. Когда чувствуешь единство с другими людьми, взаимодействуешь на равных, берешь пример и вдохновляешься.
Что такое инклюзия простыми словами? — «Мы рады всем!»

Помощь в нормализации жизни

Для того, чтобы жизнь людей с ментальными и иными нарушениями (которые находятся в семьях, психоневрологических интернатах и других учреждениях), могла приблизиться к тому, что мы воспринимаем как норму, были запущены различные проекты и движения. К ним относится, например, проект Центра лечебной педагогики.
Центр лечебной педагогики (ЦЛП) был создан в 1989 году по инициативе родителей и педагогов для помощи детям с различными особенностями развития. В Центре лечебной педагогики занимаются дети с расстройствами аутистического спектра, эпилепсией, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами. Миссия центра: реализация прав на образование, реабилитацию и достойную жизнь людей с нарушениями развития.
Так, проект проводит мониторинг работы десятков социальных учреждений в различных регионах России. В его рамках проходят обследования воспитанников, беседы, собираются ответы на актуальные вопросы.

В 2020 году в связи с ограничениями из-за пандемии работа проекта перешла в онлайн-режим. Удаленно проводился не только мониторинг деятельности интернатов, но и обучающие вебинары для сотрудников, а также другие мероприятия.

Это помогало в условиях вынужденной изоляции из-за пандемии получить важную информацию, анализ и рекомендации по работе. А онлайн-встречи с воспитанниками дали возможность получить больше общения, поддерживать социальные и другие навыки. Из-за ограничений у многих людей с интеллектуальными особенностями, которые находились в ПНИ и других учреждениях, замедлилось развитие (а в некоторых случаях стал заметен регресс), начали проявляться проблемы в поведении и эмоциональном состоянии.

Также в онлайн-формат на время пандемии переходила и Специальная Олимпиада. Влияние спорта на состояние людей с интеллектуальными особенностями сложно переоценить. Многие воспитанники специализированных учреждений страдают от гиподинамии и недостатка общения. Удаленная работа наших специалистов в какой-то степени сглаживала эти сложности.


Спорт как основа движения Специальной Олимпиады — это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Увлечение футболом, волейболом, бочче, плаванием позволяет воспитанникам ПНИ и других учреждений развить важные физические способности, которые самостоятельно прокачать люди могут не всегда. К ним относятся:

  • координация,
  • стратегическое мышление,
  • мелкая и крупная моторика,
  • скорость реакции,
  • выносливость и многие другие важные навыки.
Отдельно при этом можно сказать о выездах на соревнования. Пока в нашей стране только формируются условия для полноценной инклюзии, люди с интеллектуальными особенностями нередко сталкиваются со сложностями в общении. А участие и тем более победы в спортивных соревнованиях дают им возможность почувствовать уверенность. Атлеты Специальной Олимпиады нередко завоевывают уважение окружающих и становятся лидерами в своих учреждениях.

К тому же каждый турнир — это всегда праздник. Он дает участникам то, чего им особенно не хватает — яркие положительные эмоции, которые способствуют быстрому развитию.

У тому же у воспитанников интернатов появляется возможности посетить другие города и страны, а также познакомиться со спортсменами из самых удаленных уголков земли. СО позволяет воспитанникам специализированных учреждений открыть мир и раскрыться самим.
История ведущего атлета Специальной Олимпиады Ирины Никитиной

Нормализованное будущее

Сегодня в нашей стране назрели перемены в деятельности психоневрологических интернатов и других подобных учреждений. Еще в 2016 году в первом чтении был принят законопроект о распределенной опеке.
Распределенная опека означает, что ответственность за человека несет не одно лицо. Ответственность делят между собой несколько человек или организаций. Например, за проживание отвечает интернат, где человек живёт. За образование и занятость — НКО, куда человек ходит на учебные занятия и в социальную мастерскую. Общественники считают, что это избавит многих людей от попадания в психоневрологические интернаты (ПНИ), а также качественно улучшит жизнь уже находящихся там людей.
Законопроект стал бы очередным шагом на пути к нормализации их жизни. Но с тех пор процесс рассмотрения и запуска этого законопроекта затормозился. Обеспокоенность этим проявляют родители особенных детей и взрослых.

Так, 11 декабря 2021 года в Общественной палате РФ был организован круглый стол «Особые дети — обычная жизнь. Нормализация жизни особого человека». Мероприятие собрало более 80 таких родителей, чиновников, а также представителей НКО. Всего на круглом столе, который проходил в двух форматах: онлайн и оффлайн, присутствовало около 400 слушателей из 62 уголков нашей страны.
Участники круглого стола обсудили проблемы, с которыми сталкиваются семьи, в которых живут дети и взрослые с психическими нарушениями — это доступность и качество ранней помощи, образования, профориентации и трудоустройства, сопровождаемого проживания, особенности жизни в психоневрологических интернатах и многое другое.

По итогам мероприятия была создана резолюция, в которой участники круглого стола обратились к Правительству РФ и составу Государственной Думы VIII созыва — в том числе и с просьбой принять закон о распределительной опеке. Будет ли он принят окончательно и в какие сроки, покажет время.
Александр Викторович Альбицкий
Андрей Царев
Директор псковского Центра лечебной педагогики, член Общественной палаты Псковской области
Когда мы начинали в Псковской области, в 1991 году, у родителей была мечта — чтобы их ребенок, как и все, мог бы жить в семье, ходить в детский сад, учиться в школе, трудиться и оставаться в своем доме даже тогда, когда родителей уже не будет. Эта мечта по сути и отражает ту самую нормализацию, о которой мы сегодня говорим

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.
Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Два раза в месяц будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности