ПРО СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЛИМПИАДУ

Социальный эффект от участия в проекте «Инклюзивный спорт для всех»: результаты исследований

Специалисты, которые работают в движении Специальной Олимпиады, твёрдо убеждены в том, что инклюзия в спорте приносит пользу всем участникам процесса. Во время тренировок и соревнований спортсмены развивают не только свои физические способности, но и социальные навыки. Благодаря этому ученики становятся более успешными в учёбе, взрослые спортсмены обретают самостоятельность и уверенность в себе, а также находят работу. Существует множество историй, подтверждающих положительное влияние спорта на жизнь людей с особенностями ментального развития. Однако возникает вопрос: возможно ли подтвердить эти уникальные случаи с помощью серьезных социологических исследований?

О проекте

На протяжении трех лет Специальная Олимпиада России при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина реализовывала проект «Инклюзивный спорт для всех», направленный на обучение специалистов и создание инклюзивной среды в 15 регионах. В рамках проекта проводилось исследование социальных изменений, которым занимался Центр социального проектирования «Платформа». Важно отметить, что сейчас происходит настоящая революция в социальной оценке. Она появляется там, где прежде ее не было. Такое масштабное и комплексное исследование, которое рассказывает о том, как участие в движении Специальной Олимпиады влияет на общество, в истории России проводилось впервые.

Как проходило исследование

Исследователи поставили перед собой задачу проанализировать социальное воздействие проекта. Специалисты провели обширный опрос среди множества родителей спортсменов с особенностями ментального развития, тренеров и педагогов детских учреждений. Кроме того, были организованы интервью с экспертами, круглые столы и исследовательские экспедиции в разные регионы.
Дмитрий Лисицын
Дмитрий Лисицин
Партнер центра социального проектирования «Платформа»
— Мы задействовали целую группу разных методов: это и количественный опрос родителей детей с особенностями, количественный опрос сотрудников детских учреждений и тренеров, а также качественные методы: интервью с родителями, интервью со специалистами, интервью с сотрудниками школ и тренерами.
Также проводились полевые выезды (мониторинги), в места реализации проекта, где непосредственно на местности исследователи встречались с руководителями, с тренерами, участниками, наблюдали, как проходят тренировки и инклюзивные соревнования.
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Дмитрий Лисицын
Дмитрий Лисицин
Партнер центра социального проектирования «Платформа»
— Нам удалось составить комплексную картину реализации проекта и увидеть некоторую динамику.
Ключевая группа для изучения — это атлеты, дети с ментальными нарушениями (участники проекта). Социальные эффекты в этой группе разделяются на три раздела:


  • здоровье и физическая форма
  • социальные связи ребенка
  • личностная сфера

Здоровье и физическое состояние

По всем трем параметрам мы увидели интересные, позитивные результаты.
Если говорить о физическом состоянии, то более 90% родителей говорят о его улучшении. Даже при условии чрезмерной оптимистичности, это — довольно устойчивый феномен. Это стабильная статистика ответов и во время первого, и во время второго потока.
Родительские оценки улучшения состояния детей очень оптимистичны, но они соответствуют оценкам педагогов и тренеров. На фокус- группах некоторые родители говорили о том, что для них улучшение — это когда состояние не становится хуже, и вся группа с ними соглашалась. Отмечаемые улучшения распространяются на не тяжело больных детей, на которых приходится большинство участников программы.
Если говорить о социальных связях, то видно, что проект вовлекает детей в новые социальные взаимодействия, у них появляются новые друзья, знакомые. Большинство родителей также признает, что это происходит.

Социальные отношения

Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Опрос первого года показал, что новые люди в круге общения детей появились во всех аудиториях: среди нормотипичных сверстников, детей с инвалидностью и взрослых. Особую ценность представляет формирование социальных связей по линии атлеты — партнеры. В ходе мониторингов многократно было отмечено большое желание, с которым партнеры идут
на тренировки, их стремление помогать сверстникам с ментальными нарушениями.
Что еще очень важно, меняется отношение других людей к детям с ментальными особенностями развития. Почти 80% родителей говорит о том, что отношение других людей к детям улучшилось.
Значимым феноменом стало появление в круге общения детей новых взрослых — участников
программы: волонтеров, тренеров, педагогов, сотрудников «Специальной Олимпиады». Новые люди в круге общения ребенка формируют позитивное общественное отношение к нему.
Юнифайд-спорт — значимая активность не только для атлетов, но также и для партнеров, тренеров, родительского сообщества. Другие люди делятся фотографиями юнифайд- соревнований и тренировок в социальных сетях, распространяют информацию об атлетах и тем самым формируют положительное отношение общества к ним.
Дмитрий Лисицын
Дмитрий Лисицин
Партнер центра социального проектирования «Платформа»
— Мне кажется, что эти эффекты связаны. При вовлечении ребенка в социальные взаимодействия другие люди видят, что с ним можно взаимодействовать, что у него тоже есть успехи о том, что у него есть какие-то цели. Мне кажется, это в целом важный эффект.
Можно сказать, что это готовая социальная технология, где через социальное включение меняется отношение общества.

Влияние проекта на жизнь взрослых

Также, что немаловажно, проект меняет жизнь не только детей, но и взрослых.
Дмитрий Лисицын
Дмитрий Лисицин
Партнер центра социального проектирования «Платформа»
— Мы спрашивали родителей, как проект повлияет на их отношения в семье, на их уровень самооценки, и видим, что самооценка устойчиво повышается, люди гордятся своими детьми, гордятся их достижениями, их победы одновременно являются и победами самих родителей. Это вроде как очевидная мысль, но здесь, мне кажется, очень здорово, что она проявляется именно на системном уровне.
Проект растиражирован в 15 регионов, и везде мы видим эту картину, что успех детей одновременно повышает и самооценку родителей.
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Помимо оценки изменений в жизни детей, связанных с проектом, были выявлены изменения и в жизни самих родителей, произошедшие в результате реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех». В вопросах были использованы отдельные элементы опросников качества жизни — в целом такие методики не подходят для оценки изменений в жизни родителей детей с ОВЗ, т.к. оценивают более широкий круг факторов.
Исследователи поговорили с сотрудниками, тренерами и волонтерами, которые обеспечивают деятельность движения. В результате наблюдается высокая удовлетворенность от участия в программе. Проект позволил им решить собственные личные и профессиональные проблемы. Они отмечают, что во время работы с особенными детьми, им не только удалось повысить свой профессиональный уровень, повзаимодействовать с коллегами, добиться успехов на соревнованиях, но и вырасти как личностям.
В результате исследования были выявлены следующие позитивные результаты проекта:


  • Улучшение физического и психологического состояния спортсменов.
  • Позитивное влияние на социальную адаптацию участников.
  • Появление новых друзей и знакомых среди сверстников с особенностями и без них.
  • Расширение круга общения спортсменов благодаря участию волонтеров, тренеров и сотрудников Специальной Олимпиады.
  • Тренер становится значимым взрослым и наставником для большинства детей.
  • Улучшение отношения общества к спортсменам с особенностями.
  • Успехи детей вдохновляют родителей, повышают их самооценку и гордость за ребенка.
  • Профессиональное и личностное развитие тренеров благодаря участию в проекте.
В процессе реализации проекта выявились некоторые сложности. Как сообщают тренеры, основная проблема заключается в доступности спортивных залов. Несмотря на то что дефицит оборудования был частично устранен благодаря проекту, эта проблема остаётся актуальной и может представлять потенциальную угрозу.
Родители также обратили внимание на недостаточное количество тренировок и разнообразие видов спорта.
Однако эксперты подчеркивают, что проект успешно достиг всех поставленных целей и продемонстрировал впечатляющие положительные результаты. Эффективность инвестиций и усилий очевидна, и мы надеемся на дальнейшее развитие программы «Инклюзивный спорт для всех».
Рекомендации экспертов
Основываясь на исследовании, специалисты Центра социального проектирования «Платформа» составили ряд рекомендаций:
1
Продолжение поддержки проекта
Проект достиг поставленных целей, социальные результаты в большинстве регионов можно оценить как высокие. Проект содержит готовую технологию реализации и может быть поддержан в дальнейшем.
2
Закрепление опыта сотрудничества со спортивными федерациями
Опыт некоторых отделений Специальной Олимпиады России по организации сотрудничества со спортивными федерациями может быть тиражирован во всероссийском масштабе.
3
Разработка комплексных форматов работы с детьми, которые бы задействовали разнообразный опыт
Эксперты отмечают важность принципа множественности впечатлений. Инклюзивный эффект программы может быть усилен за счет внедрения этого принципа.
4
Расширение позитивного опыта взаимодействия с вузами в регионах реализации
Представляется целесообразным обсудить вопрос централизованного подключения вузов в программу с Министерством образования.
5
Разработка смыслов для родителей нормотипичных детей
Родители обычных детей часто не понимают, зачем их детям нужно участвовать в программе, какой эффект дает их включение. Представляется важным разработка и распространение через медийные каналы ключевых сообщений для родителей нормотипичных детей, разъясняющих суть и социальные выгоды инклюзии.
6
Выработка рекомендаций по изменению законодательства, которые позволили бы включить тренеров инклюзивного спорта в систему государственных программ поддержки
Рекомендовать дополнительные меры поддержки тренеров, работающих с детьми с ментальными нарушениями.

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности