«Инклюзивный спорт для всех»: обучение специалистов — путь к развитию движения
Про Специальную Олимпиаду
«Инклюзивный спорт для всех»: обучение специалистов — путь к развитию движения
В рамках программы «Инклюзивный спорт для всех» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина на протяжении трёх лет проводилось обучение тренеров и других специалистов, развивающих социальный адаптивный спорт. Цель программы — повышение квалификации и развитие компетенций специалистов, занимающихся организацией и проведением спортивных мероприятий для людей с ментальными особенностями развития.
Заведующий кафедрой адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности Поволжского университета физической культуры, спорта и туризма, председатель Татарстанского республиканского отделения Специальной Олимпиады России Лариса Парфенова рассказала об итогах образовательной программы. Делимся с вами основными тезисами и выводами.
Образовательная стратегия Special Olympics Russia разработана совместно с Поволжским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма при поддержке Фонда Владимира Потанина.
Лариса Парфенова
Председатель отделения СО в республике Татарстан
— В качестве спикеров выступали специалисты Специальной Олимпиады России из разных регионов страны, которые не только преподают и проводят лекции, но еще и являются практиками, которые реализуют инклюзивные спортивные технологии, работая с особенными детьми.
Образовательная программа была посвящена организации и реализации спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады и охватила почти 2500 специалистов из 70 регионов нашей страны.
В 2019 году Специальная Олимпиада России взяла курс на подготовку новых специалистов в региональных отделениях и партнёрских организациях, которым важно обладать высокими профессиональными и личностными качествами. Для этого эксперты разработали образовательную программу, которую бесплатно могли пройти все желающие с января 2022 года по май 2024 года. Среди слушателей были не только педагоги и тренеры, но и спортсмены, волонтеры и родители атлетов, руководители региональных отделений и проектов.
— Очень важно, что слушателями стали в том числе и люди, которые раньше не участвовали в Специальном Олимпийском движении. Более половины, это 1242 слушателя, пришли обучаться для того, чтобы побольше узнать о Специальной Олимпиаде и чтобы стать потенциальными участниками движения. Очень важно то, что в рамках обучения многие слушатели проявили интерес не только к реализации программ, спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады, но и начали вести работу по юридической регистрации отделений Специальной Олимпиады у себя в регионе. Благодаря курсам были открыты отделения в Пятигорске, в Калининграде, в Чувашской республике.
Председатель республиканского отделения СО в Республике Татарстан Лариса Парфенова рассказала о промежуточных итогах программы обучения по проекту «Инклюзивный спорт для всех» на отчетно-выборной конференции в рамках Единых Игр Специальной Олимпиады в Казани, январь 2023 года
Председатель республиканского отделения СО в Республике Татарстан Лариса Парфенова рассказала о промежуточных итогах программы обучения по проекту «Инклюзивный спорт для всех» на отчетно-выборной конференции в рамках Единых Игр Специальной Олимпиады в Казани, январь 2023 года
Лариса Парфенова
Председатель отделения СО в республике Татарстан
— Обучение проводилось в несколько потоков. Каждый поток организовывался в рамках двух смен в течение учебного дня. Всего за три года прошло обучение 2440 специалистов. Это тренеры, педагоги, специалисты социальной сферы, руководители исполнительных органов государственной власти. И что очень важно, это были студенты-выпускники различных вузов, которым предстоит работать с особенными детьми и родителями особенных детей. Почему это важно? Потому что погружаясь в движение Специальной Олимпиады, узнавая его специфику, ты понимаешь, насколько это уникальное движение, насколько оно несет благородную миссию. И метод работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуального развития очень важны, потому что эта категория самая массовая среди всех детей с ограниченными возможными здоровья и инвалидностью.
1143
Количество лекций
54
Количество презентаций
100+
Количество видеороликов
25
Количество тестирований
36
Количество круглых столов
12 500+
Онлайн ответы на вопросы
2440
Слушателя
70
Охват регионов РФ
Лариса Парфенова
Председатель отделения СО в республике Татарстан
— Многие родители особенных детей тоже прошли обучение, давая обратную связь и, в свою очередь, обучая нас. Родители вносили те, наверное, очень важные эффективные моменты, которые каждый специалист должен знать.
В программу было включено пять образовательных блоков. Слушатели изучали историю Специальной Олимпиады и современное состояние движения, аспекты адаптивной физической культуры для лиц с ментальными особенностями развития, спортивные и социальные программы Специальной Олимпиады, технологии физической реабилитации и социальной адаптации, а также организацию тренировок и соревнований.
Курс проводился дистанционно, но это не мешало педагогам познакомить слушателей с различными практическими методиками работы с особенными детьми, с методиками физической реабилитации, с видами спорта, которые развивает Специальная Олимпиада.
Лариса Парфенова
Председатель отделения СО в республике Татарстан
— В рамках курса мы смогли познакомить слушателей с социальными (неспортивными) программами, которые есть в Специальной Олимпиаде. Они играют очень важную роль, потому что несут социальный эффект и способствуют массовому вовлечению в движение не только ребят с ментальными особенностями, но и их нормотипичных сверстников, (партнеров), а также родителей, волонтеров, в общем всех тех, кто окружает особенного ребенка.
В результате слушатели получили обширные знания, применимые на практике. Важным итогом курса стало не только существенное улучшение профессиональных навыков специалистов, но и изменение отношения к инклюзии. Например, до прохождения программы инклюзию поддерживали в среднем 64% опрошенных, а после — 98%.