Нашли, что искали?
Пожалуйста, поделитесь с нами, какой информации вам не хватает и мы ее добавим! Или поищите еще в специальном разделе Вопрос – ответ.
 
Про Специальную Олимпиаду

Объединенные одной целью: родители и тренеры

Чаще всего атлеты добиваются прекрасных результатов не только тогда, когда они от природы наделены необходимыми физическими качествами. И даже не тогда, когда у них есть твердость духа, большая работоспособность и целеустремленность.

В достижениях детей ключевую роль играют их родители. Как вырастить успешного атлета — советы дают эксперты Специальной Олимпиады.

Как родители могут помочь тренерам воспитывать атлетов?

Мамы и папы атлетов — это их мотиваторы, движущая сила, благодаря которой дети успешно развиваются. Но без конкретного направления и определенных знаний о методах работы с особыми детьми идти от цели к цели очень трудно. Здесь на помощь родителям приходят тренеры. Сегодня они проходят большое количество тренингов, курсов, получают соответствующее образование по адаптивному спорту в вузах и, конечно, получают бесценный опыт на практике. Это как раз то недостающее звено, которое требуется для максимально эффективного развития ребенка через спорт.

Когда родители и тренеры объединены общей задачей и работают слаженно, дети начинают показывать просто невероятные результаты.
Почитайте рекомендации опытных тренеров и родителей особенных детей из разных регионов. Мы хотим, чтобы ваш ребенок получил максимальную отдачу от занятий спортом в рамках Специальной Олимпиады, поэтому в конце статьи собрали самые важные советы в чек-лист.

Выбрать подходящий вид спорта и учиться самим

Ольга Хамидуллина
врач травматолог-ортопед, заведующая отделением реабилитации клиники «УГМК — Здоровье» (Екатеринбург)
— Сам факт того, что родители приводят детей с интеллектуальными особенностями в спорт, уже прекрасен. Значит они достаточно грамотно подходят к здоровью своего чада и к его развитию.

После того, как решили начать развивать ребенка физически, нужно разобраться, какой именно вид спорта ему подойдет: кому-то лучше встать на лыжи, кому-то начать работать со скакалкой. Естественно, очень важно при этом учитывать здоровье атлета, проконсультироваться с врачами.

Отдельное внимание стоит уделить поискам подходящего тренера. А после того, как направление и педагог выбраны, нужно в тандеме с тренером создать подходящие условия и поддерживающую, позитивную обстановку для развития ребенка в спорте.

Также стоит помогать атлету закладывать навыки самообслуживания, чтобы он мог самостоятельно одеваться, чтобы у него складывалось ощущение времени и пространства.

Но, на мой взгляд, особенно важно активное участие родственников в жизни ребенка — как минимум приходить поддерживать его на тренировки и соревнования. Дети с ментальными нарушениями, которых держат взаперти, и те, с которыми родители выходят за пределы дома, посещают новые места, общаются и так далее, очень сильно отличаются друг от друга. Эта разница заметна сразу.


Александр Симонов
председатель регионального отделения Специальной Олимпиады в Магаданской области
— Несмотря на большую удаленность нашего региона от центра страны, здесь у родителей особенных детей есть достаточно возможностей для их развития. Мы прикладываем все усилия, чтобы помогать им в этом, принимаем комплексные меры в данном направлении. Так, отделение СО Магаданской области участвует во всевозможных конкурсах и выигрывает гранты, это дает возможность развивать самих детей, и проводить обучение родителей — в том числе и в домашних условиях, например, за счет интерактивного оборудования.

Что требуется от родителей? Проявлять активность, иметь желание помогать своим детям и быть открытыми новым возможностям.
Приложение «Тренер в кармане»
Для помощи родителям и тренерам в Свердловском региональном отделении Специальной Олимпиады разработали очень простое, интуитивно понятное приложение «Тренер в кармане». Оно позволяет атлетам проводить занятия дома. Родителям нужно получить от тренера доступ, зарегистрировать ребенка и показать ему, как работает программа. Дальше многие дети смогут заниматься с ней самостоятельно.

Чтобы привлечь внимание атлетов, в приложение добавлены игровые элементы. Так ребенок, выполнивший занятия, получает в качестве приза виртуальные медальки.

Скачать приложение можно здесь — pocketcoach.ru

Серьезно относиться к занятиям и радоваться успехам

Любовь Шармаш
председатель регионального отделения Специальной Олимпиады в Ставропольском крае
— Дети с интеллектуальными и иными нарушениями очень сильно зависят от своих родителей. Если мама и папа решили, что ребенок будет заниматься спортом, если начинают проявлять целеустремленность и настойчивость, то, как правило, и у самого ребенка со спортом и с тренером складываются отличные отношения.

А если родитель не видит особого толка в тренировках, несерьезно относится к занятиям — раз сходил на тренировку, потом заболел, после чего и не сильно захотел продолжать, — то тут обычно и возникают проблемы. Не складывается контакт с тренером, нет результатов, ребенок отказывается заниматься и пр.

Поэтому я советую родителям самим определиться, хотят ли они отдать своего ребенка в спорт или нет. И если уж решили, то выстраивать четкую линию поведения, мотивировать атлета, поддерживать и подбадривать.
Кристина Амелина
наставница Лидер-Атлета Юлии Королевой (Новосибирск)
— Даже самые активные атлеты не добились бы высоких результатов без активного участия своих родителей. Не стоит просто выделять деньги на форму, инвентарь для своих детей и думать, что этим ваша задача по физическому развитию и социализации сына или дочки ограничивается.

Да, конечно, многие особенные дети проявляют волевые черты характера и сами идут к победам, но и им, и всем остальным требуется поддержка родителей. Если взять за пример мою подопечную Юлю Королеву, большая заслуга в ее достижениях заключается в активности мамы. Наталья полностью эмоционально погружена в жизнь своей дочки. Думаю, что именно тандем родители-дети-тренеры особенно важен для развития ребят с интеллектуальными нарушениями. Да и для всех остальных тоже.
Илья Зиянгиров
председатель Липецкого регионального отделения Специальной Олимпиады
— Мне кажется, что основная сложность в развитии детей — это неверие родителей в тренировочный процесс. Даже сейчас такое отношение, к сожалению, встречается. От этого и отсутствие хорошего результата у атлета.

С другой стороны, важно понимать, что считать результатом. Даже маленькие шажки в развитии, такие как «научился вести мяч в футболе» или «стал обводить конусы» стоит считать небольшой победой, радоваться этому вместе со своим ребенком и поощрять его на дальнейшую активность. Тогда такими маленькими шажками атлет сможет добиться более высоких результатов.

Иногда ко мне приходят семьи, в которых в первое время ребенок не понимает, где он и для чего, и, например, начинает просто бегать от родителей по стадиону. А сейчас я смотрю, как он самостоятельно выполняет сложные элементы с мячом, восхищаюсь его успехам и думаю, что если бы родители не поверили в своего ребенка тогда, в самом начале, этого всего бы не было.


Родители и тренеры помогают атлетам Специальной Олимпиады
Во время тренировок Илья Зиянгиров находит подход к каждому воспитаннику. Он уверен, стандартных тренерских приемов не существует.

Верить в своего ребенка и быть с тренером заодно

Ольга Потемка
председатель регионального отделения Специальной Олимпиады в Пермском крае
— Я хочу дать родителям совет не опускать руки. Какой бы ни была ситуация с вашим ребенком, важно вкладывать свое время в его развитие. И даже если вас что-то не устраивает в тренировках, не стоит сразу их бросать, всегда можно попробовать справиться с появившимися сложностями.

В нашем отделении СО неприятные ситуации с мамами атлетов очень редко, но случаются. Мы всегда стараемся идти им навстречу, не доводим до конфликтов. Как только возникает недопонимание между тренером и родителем, к работе подключается психолог. Наши специалисты разговаривают с обеими сторонами и помогают устранить разногласия.
Кристина Коваленко
председатель регионального отделения Специальной Олимпиады в Башкортостане
— Знаю, что некоторые родители подбирают своим детям с ментальными особенностями обычных инструкторов и даже не всегда сообщают им диагноз своего сына или дочки. Я как тренер по горнолыжному спорту могу сказать, что так поступать не просто нежелательно, но и не безопасно. Когда речь идет о моем виде спорта, инструктор с ребенком обычно уезжают, а мамы и папы наблюдают за ними издалека. И если вдруг произойдет какое-то недопонимание между тренером и учеником, мама не то, что сделать что-то не сможет, она даже не поймет, что произошло, потому что не будет слышать их разговора и видеть всего полностью всего происходящего.

Поэтому я всегда настоятельно рекомендую предупреждать инструкторов о диагнозе и давать максимум информации о своем ребенке, которая может пригодиться. Например, ваше чадо не любит прикосновений или громких слов. Это очень поможет тренеру на занятиях.

И, конечно, особенных (и всех других) детей очень сильно вдохновляет, когда мама и папа разделяют их увлечение. Это же прекрасно, когда видишь всю семью на лыжах, например. Если родители своим примером заражают ребенка любовью к спорту, то дети начинают выдавать отличные результаты.

А если уж мамы и папы не готовы сами, допустим, встать на лыжи, важно, чтобы они хотя бы приходили на соревнования поболеть за своих детей. Для ребят нет ничего приятнее, чем видеть, как родные радуются их победам.
Рекомендации экспертов Специальной Олимпиады: как родителям вырастить успешного атлета
  • Выбрать спорт в соответствии с особенностями физического состояния и особенностей характера.

  • Внимательно отнестись к подбору тренера, дать ему необходимый максимум информации об атлете, его диагнозе, способе общаться и так далее.

  • Принимать активное участие в жизни ребенка: ходить на тренировки, болеть за него на соревнованиях, поддерживать и поощрять любые, даже самые маленькие достижения. В идеале — заниматься спортом вместе.

  • Учить сына или дочь навыкам общения и самообслуживания, побольше гулять, разговаривать с новыми людьми, давать больше свободы.

  • Принимать помощь и идти в ногу со временем, использовать полезные программы, посещать вебинары и мастер-классы.

  • Серьезно относиться к тренировкам, стараться, что ребенок участвовал в соревнованиях и по минимуму пропускал занятия.

  • Верить в своего ребенка и в его развитие через спорт.

  • Не опускать руки, несмотря на диагноз. В адаптивном спорте очень много вдохновляющих историй о том, как дети с тяжелыми нарушениями благодаря тренировкам становились чемпионами и преображались.

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Два раза в месяц будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности