Про Специальную Олимпиаду

Инклюзивное лидерство: программа развития Специальной Олимпиады

Умение брать на себя ответственность, отличные ораторские способности, смелость в принятии серьезных решений — эти качества отличают настоящего лидера. Если раньше считалось, что с ними можно только родиться, то сегодня психологи и другие специалисты убеждены, что все эти особенности характера и навыки можно приобрести. В рамках Специальной Олимпиады атлеты получают навыки инклюзивного лидерства.

Инклюзивное лидерство в мире

Специальная Олимпиада активно поддерживает и развивает лидеров с ментальными нарушениями. Инициативным атлетам мы даем возможность развивать самостоятельность, ответственность, улучшать ораторские и другие навыки. Инклюзивное лидерство — это равноправное участие людей с особенностями в интеллектуальном развитии в принятии решений.

— «Лидерами не рождаются, в лидеров развиваются», — мы любим повторять в нашей Академии Лидерства. Не важно, являешься ты опытным президентом Программы Специальной Олимпиады или же новоиспечённым лидером, тебе всегда есть чему поучиться и отточить уже имеющиеся навыки. Мы даём практические знания и инструменты участникам, которые, в свою очередь, применяют их на практике в своих командах и Программах, — рассказывает Светлана Феничел, старший менеджер по совершенствованию организации в Международном Специальной Олимпийском Комитете (г. Вашингтон).


Светлана родилась в Беларуси и приехала в США учиться в магистратуре по направлению международных отношений и экономического развития (Elliott School of International Relations, George Washington University).
В итоге с экономического направления переключилась на социальное, стала глубже изучать такие темы, как молодежь и социальное развитие, роль спорта в дипломатии.

После знакомства с главным директором некоммерческой организации Peace Players, которая использует игру в баскетбол для объединения и развития детей, у Светланы появилась идея применить знания в Специальной Олимпиаде. Там, где спорт — катализатор инклюзивности и важная часть социального развития. Сейчас Светлана Феничел руководит Академией Лидерства Специальной Олимпиады.

Инклюзивное лидерство в России

Суть лидерской программы Специальной Олимпиады — в обучении атлетов с интеллектуальными нарушениями навыкам ораторского искусства. Спортсмены будут представлять движение Специальной Олимпиады перед огромными аудиториями: на семинарах и конференциях, перед журналистами. Она дает возможность активно участвовать в мероприятиях и развитии, помогать в привлечении других спортсменов, оказывать помощь в поддержке тренеров.
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Лидер-атлет и Посол Всемирных игр Татьяна Баранова вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым на презентации бренда Всемирных Игр в Казани.
В 2021 году в Лидерском проекте Специальной Олимпиады России участвовали более двухсот представителей региональных отделений, в том числе 85 атлетов с нарушением интеллекта из 25 регионов.

В рамках проекта «Образец реализации гранта Лидерство-атлетов в 2021 — Продвинутый грант» в апреле прошли два обучающих вебинара, посвященные введению в программу Лидерства Атлетов и Пониманию лидерства.

После окончания обучения участники получили задание подготовить собственные проекты, связанные с подготовкой или (и) проведением Всемирных зимних игр в Казани-2022. Идеи были самые разные: Юлия Королева, например, решила привлечь внимание к предстоящим соревнованиям через индустрию моды, а Александр Густяков разработал проект международного танцевального флэш-моба «Добро пожаловать в Казань».
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Лидер-атлет Семен Бочаров из Екатеринбурга на турнире по юнифайд-бочче, в подготовке и проведении которого он принимал активное участие.
15 финалистов из 12-ти регионов презентовали проекты в апреле, а в июле в рамках конкурса прошла встреча Объединенного Лидерства, на которой определились члены Комитета по лидерству спортсменов. А еще Лидер-Атлеты пройдут подготовку по программам Глобальных вестников и Вестников Здоровья.

Глобальные вестники — атлеты, которые публично выступают с информацией о движении Специальной Олимпиады, её преимуществах.

Вестники Здоровья — атлеты, которые объясняют окружающим пользу правильного образа жизни, занятий спортом, а также значение физических упражнений для здоровья.
— В программе встречи Объединенного Лидерства — тренинги навыкам Объединенного Лидерства и способностям занимать лидирующие позиции в Специальной Олимпиаде. Мы организуем встречи со спортсменами-лидерами Специальной Олимпиады, а также встречи Комитета по лидерству спортсменов с новыми членами.
Виктория Максименкова, руководитель Специальной Олимпиады по реализации программ.
Участниками встреч кроме 15-ти Лидер-Атлетов и их наставников станут представители Специальной Олимпиады России и оргкомитета Всемирных игр в Казани, а также участники волонтерских движений.

Осенью 2021 года после специального тренинга Лидер-Атлеты узнают свою роль в подготовке Игр в Казани. Учиться будут не только спортсмены: пройдут обучающие семинары для представителей бизнеса и власти по Объединенному Лидерству.
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Лидер-Атлет и Вестник Здоровья Специальной Олимпиады Екатерина Сазонова на Европейско-Евразийской конференции лидеров в 2018 году в Черногории.

Результаты развития лидерских программ Специальной олимпиады

По программам Академии Лидерства прошли обучение свыше 500 участников со всего мира. Результат — привлечение новых средств, интересные партнерства, рост количества атлетов и волонтеров Специальной Олимпиады. Появились новые лидерские роли для Лидер-Атлетов. И это только начало пути!

Команда Светланы Феничел разработала специальную шкалу инклюзии на примере организации праздничного мероприятия:

— Атлет приглашен на вечеринку — в этом случае речь идет о diversity (англ.: разнообразие) — это инклюзия первого уровня и это хорошо. А что, если атлет приглашен принять участие как будто для галочки, но танцевать его/ее никто не приглашает? В этом случае он может просто скучать на празднике.

Если же атлета всё-таки вовлекают в участие в вечеринке на тех же правах, что и других — это уже ближе к инклюзии второго уровня.

Но меркой настоящего инклюзивного лидерства, о «включенности» третьего уровня, можно говорить тогда, когда атлет участвует в принятии решений и организации мероприятия. Когда к мнению атлета прислушиваются, а его/ее предложения включают в разработку. Вот это действительно показатель инклюзивного лидерства!
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Светлана Финичел с коллегами по Академии Лидерства Специальной Олимпиады

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности