ПРО СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЛИМПИАДУ

«Инклюзивный спорт для всех»: вместе мы можем больше!

Проект «Инклюзивный спорт для всех» Специальной Олимпиады России, реализованный при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина, направлен на развитие инклюзивного спорта и социализацию людей с особенностями интеллектуального развития.

Подводим итоги за три года работы.
Проект основан на трех ключевых составляющих: интеграция инклюзии в образовательные учреждения, подготовка профессионалов и оценка достигнутых результатов.
Основная цель проекта заключается в оказании помощи людям с особенностями развития в процессе социализации через спортивные занятия. Интеграция инклюзивного подхода в образовательные учреждения, организация совместных тренировок и соревнований, обучение специалистов и оценка эффективности работы способствуют не только оптимизации механизмов инклюзии, но и формированию среды, готовой взаимодействовать с детьми, имеющими особенности развития, на разных этапах их физической подготовки.

Мария Толстова
Исполнительный директор Новосибирского регионального отделения Специальной Олимпиады, куратор проекта «Инклюзивный спорт для всех», в Новосибирской области
— Проект «Инклюзивный спорт для всех» является уникальным проектом, который стирает границы, он очень полезен как для атлетов, так и для партнеров. Мы даже не знаем, кому здесь больше повезло.

Юнифайд-тренировки и юнифайд-соревнования

В рамках проекта в 15 регионах создавались новые объединенные инклюзивные школы для совместных тренировок детей с особенностями ментального развития и их нормотипичных сверстников.
Что стало причиной создания таких школ? Сегодня Специальная Олимпиада переживает мощный трансформационный переход. Мы переходим от специализированных сервисов к инклюзивным.
Александр Викторович Альбицкий
Ольга Бойко
Исполнительный директор отделения СО в Свердловской области
— Раньше у детей с ментальными нарушениями не было возможности заниматься спортом. И надо было такую возможность создать. Теперь, во многом решив эту задачу, мы ставим новые цели. Нам не надо, чтобы ребенок с ментальными нарушениями занимался спортом отдельно, а его сверстник без ограничений занимался на другой площадке. Нам надо, чтобы они занимались вместе. Нам очень важно, чтобы все, что доступно обычному человеку, было доступно и человеку с ментальным нарушением. И он может и должен быть на одной площадке со своими здоровыми сверстниками.
Спорт обладает силой объединять людей с разным опытом и происхождением. Благодаря инклюзивному спорту люди объединяются, бросая вызов стереотипам и предрассудкам, а также обмениваясь знаниями и отмечая уникальные таланты друг друга.
Александр Викторович Альбицкий
Ольга Бойко
Исполнительный директор отделения СО в Свердловской области
— На моих глазах происходит очень большое изменение. Все больше традиционных соревнований по модели Специальной Олимпиады заменяются соревнованиями по модели юнифайд-спорт. Я считаю, что это очень правильный вектор развития. И, конечно, решить эту задачу в огромной степени помог трехлетний масштабный, перспективный проект «Инклюзивный спорт для всех».

Макина Анастасия
Руководитель молодежного инклюзивного объединения при региональном отделении Специальной Олимпиады России по Костромской области, куратор программы «Инклюзивный спорт для всех» в Костромской области
— Проект помог подружить между собой школы для детей с особенностями развития и общеобразовательные школы. Он открыл детей с особенностями развития в общеобразовательных школах, как маленьких звездочек в коллективе нормотипичных сверстников.
Александр Викторович Альбицкий
Алексей Михайлов
Председатель Регионального отделения Специальной Олимпиады в Ивановской области
— С помощью проекта нам удалось вовлечь большое количество ребят в тренировочный процесс, в соревнования и другие мероприятия. Шла широкая трансляция идей инклюзивного общества, спорта равных возможностей. Она затронула не только самих атлетов и их партнёров, но дошла и до школ и студенческой среды. Тем самым мы постепенно меняем отношение общества к вопросу вовлеченности в спортивную деятельность лиц с особенностями развития.

Мы привлекли к проекту и другие общественные организации, объединяющие людей с нарушениями в ментальной сфере и ещё с сопутствующими заболеваниями. Зачастую эти ребята и их родители остаются замкнуты в своем маленьком мире. Здесь, благодаря проекту, они впервые оказались в новом для них окружении.

Макина Анастасия
Руководитель молодежного инклюзивного объединения при региональном отделении Специальной Олимпиады России по Костромской области, куратор программы «Инклюзивный спорт для всех» в Костромской области
— Программа «Инклюзивный спорт для всех» на территории Костромской области реализовывалась в 11 муниципальных образованиях. Нам удалось объединить 24 образовательных организации, то есть сформировать 12 объединенных школ, где проводятся тренировки по 17 видам адаптивного спорта.
За время реализации проекта мы провели 48 крупных мероприятий, которые объединили более 300 детей с особенностями ментального развития и без. Программа «Инклюзивный спорт для всех» под чутким руководством центрального аппарата помогла нам сформировать очень сильную команду, оборудовать офис, экипировать команды, обеспечить финансирование проведения соревнований. Мы получили уникальную возможность профинансировать информационную политику нашей организации, выпустить много сюжетов о проекте и на телевидении, и в социальных сетях. Благодаря этому, мы смогли рассказать об уникальной миссии Специальной Олимпиады в создании инклюзивного общества огромному количеству человек. Нам очень важно, чтобы дети с особенностями развития играли вместе с нормотипичными детьми, общались, дружили.
Александр Викторович Альбицкий
Елена Маркелова
Председатель регионального отделения Специальной Олимпиады в Самарской области
— Проект оказал огромное влияние на развитие Специальной Олимпиады в Самарской области. На данный момент более 2000 атлетов вовлечено в движение Специальной Олимпиады. Мы развиваем порядка 20 видов спорта. И самое главное, мы их развиваем как на базе коррекционных школ-интернатов, так и на базе общеобразовательных школ.

Кравченко Андрей
Председатель Ростовского Регионального отделения Специальный Олимпиады России
— Интереснейший проект состоялся в течение этих трех лет. Была оставлена тема, связанная только с работой с интернатами, пошло привлечение школьников из городской социальной среды. Атлеты, которые занимаются вместе с нормотипичными детьми, повысили свои результаты, связанные непосредственно с общей социализацией.
Александр Викторович Альбицкий
Ольга Бойко
Исполнительный директор отделения СО в Свердловской области
— Мы увеличили количество команд и количество соревнований в регионе по модели юнифайд-спорта. У нас появились новые виды спорта. Например, благодаря гранту Фонда Владимира Потанина, у нас в регионе появился и стал очень активно развиваться флорбол. Мы сразу же запустили его по модели инклюзивного спорта: тренер нормотипичных спортсменов просто стал приглашать в свои секции наших ребят. Посмотрите, какая простая, понятная, ясная схема.

Коваленко Кристина
Руководитель регионального отделения Специальной Олимпиады в Республике Башкортостан
— Благодаря проекту «Инклюзивный спорт для всех» наш регион был дооснащен спортивным оборудованием, инвентарем и формой для атлетов. Это то наследие, которым будут пользоваться коррекционные школы и общеобразовательные школы, на базе которых проходят тренировки и соревнования. За эти три года мы провели соревнования по 12 видам спорта.

Коваленко Кристина
Руководитель регионального отделения Специальной Олимпиады в Республике Башкортостан
— Это действительно важный и нужный проект. Каждый регион-участник имел возможность участвовать в тех видах спорта, которые уже были развиты на территории региона, а также попробовать новые виды спорта.

Зозуля Наталия
Тренер команды по юнифайд-баскетболу
— Очень ценно, что этот проект дает возможность детям из маленьких городов посещать большие города в рамках соревнований, общаться с другими спортсменами, это дает им цель стремиться к большему. Они с желанием откликаются на возможность поучаствовать в соревнованиях, это мотивирует и стимулирует к их тренировкам.
Тренеры отмечают, что юнифайд-партнеры зачастую сами берут на себя инициативу в помощи и обучении атлетов. Принцип равный-равному помогает ребятам быстрее адаптироваться и мотивирует более оперативно обучаться.

Плотников Александр
Тренер сборной команды Пермского края по юнифайд-баскетболу
— После того, как ребята начали тренироваться в юнифайд-команде, стал заметен большой прогресс, связанный с их коммуникацией и пониманием процесса игры. У них стало получаться намного лучше по сравнению с тем, как это происходило в то время, когда особенные ребята тренировались отдельно.
Ребята из общеобразовательных школ стали сами подсказывать куда лучше встать и что делать, учили быстрее адаптироваться и ориентироваться в меняющейся ситуации. Примерно через год после начала совместных тренировок, ребята с ментальными особенностями уже начали сами придумывать интересные ходы, ориентироваться в том, что нужно делать и даже начали исполнять ведущие роли в команде.

Миринкова Ельзавета
Тренер команды по юнифайд-флорболу из Казани
— Ребята показывают хорошие результаты, чем нас очень радуют. Атлеты тянутся к юнифайд-партнерам, а партнеры им помогают, дают наставления, во время игры очень сильно их поддерживают.

Зозуля Наталия
Тренер команды по юнифайд-баскетболу
— Главное, что этот проект помогает социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и в то же время здоровых спортсменов учит общаться с этими детьми, не игнорировать их, помогать во всем. В команде у нас сложились достаточно теплое отношение между атлетами и партнерами. Партнеры часто даже заменяют тренера, учат их тому, чему сами недавно научились. И я думаю, что это играет огромную роль, в том, что дети становятся более адаптированы к обычной жизни.

Сухлов Никита
Юнифайд-партнер по флорболу, тренер по юнифайд-флорболу женской команды из Казани
— Я юнифайд-партнер атлета по имени Адель. Мы с ним познакомились, когда я приехал в его школу-интернат проводить там мастер-класс. С тех пор мы начали общаться, тренироваться и вместе выступать на соревнованиях. Помимо того, что мы вместе тренируемся, мы участвуем в разных проектах, и даже сами совместными усилиями реализуем собственные проекты. Каждый раз он берет на себя все больше и больше ответственности. Можно сказать, что мы вырастили из него настоящего лидера, лидера нашей команды. За три года проекта я многому научился, смог улучшить свои компетенции, реализовать многие свои амбиции и уже выступаю в роли тренера команды девочек.

Обучение тренеров


Коваленко Кристина
Руководитель регионального отделения Специальной Олимпиады в Республике Башкортостан
—Важно, что в этом проекте были задействованы наши же специалисты, которые работают в общеобразовательных и коррекционных школах, которые прошли обучение.
В рамках проекта проводилось обучение тренеров, педагогов, руководителей организаций, которые работают с особенными детьми и их родителями. В ходе образовательного процесса специалисты из разных уголков России изучали материалы, связанные с проектами и программами Специальной Олимпиады. В результате проекта 2440 профессионалов из 70 регионов значительно улучшили свои навыки в области организации и проведения спортивных и социальных мероприятий Специальной Олимпиады.
Программа обучения включила изучение истории Специальной Олимпиады, современных тенденций в адаптивном спорте, аспектов адаптивной физической культуры, спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады, технологий физической реабилитации и социальной адаптации, а также организации тренировок и соревнований.

Обучение проводилось дистанционно, что позволило специалистам получать знания и навыки из любой точки страны.
Александр Викторович Альбицкий
Елена Маркелова
Председатель регионального отделения Специальной Олимпиады в Самарской области
— Мы привлекли огромное количество новых тренеров, благодаря обучению, которое проходило на базе Поволжского государственного университета. От Самарской области обучение прошло более 160 человек. Надеюсь, что у нас получится всех их максимально вовлечь в движение.

Исследование

Александр Викторович Альбицкий
Ольга Бойко
Исполнительный директор отделения СО в Свердловской области
— Это очень умный проект. Мы не просто работали с закрытыми глазами, мы постоянно обменивались информацией, технологиями и находками. И, конечно, очень важно было то, что сразу в проект было заложено исследование его социального воздействия. Поэтому сегодня мы можем просто доказательно сказать, что проект состоялся и что он дал очень хороший эффект.
Исследование проводилось Центром социального проектирования «Платформа». Оно было направлено на анализ социального воздействия проекта в течение трех лет.
Исследователи провели обширный опрос среди родителей спортсменов, тренеров и педагогов детских учреждений, а также организовали интервью с экспертами и круглые столы. Были проведены исследовательские экспедиции в разные регионы.
Результаты исследования показали положительные социальные эффекты для участников проекта:

  • улучшение физического состояния атлетов;
  • развитие социальных связей и появление новых друзей;
  • повышение самооценки и гордости родителей за своих детей.
Проект также оказал положительное влияние на жизнь взрослых спортсменов, которые стали более уверенными в себе и нашли работу.
Александр Викторович Альбицкий
Ольга Бойко
Исполнительный директор отделения СО в Свердловской области
— Нам важно было спросить людей, для которых мы делали этот проект. А видите ли вы положительные изменения? А видите ли вы, что это было нужно делать? И они нам однозначно во всех 15 регионах сказали «да». И у нас сейчас есть абсолютно доказанная история, о том, что этот проект исключительно важен. Как минимум в 15 регионах России изменилась ситуация, связанная с инклюзивной культурой и инклюзивными практиками.
Александр Викторович Альбицкий
Елена Маркелова
Председатель регионального отделения Специальной Олимпиады в Самарской области
— Конечно, проект очень нужный, очень важный. Он дал мощный толчок к развитию всего движения. Очень хотим, чтобы проект продолжался и дальше.

Макина Анастасия
Руководитель молодежного инклюзивного объединения при региональном отделении Специальной Олимпиады России по Костромской области, куратор программы «Инклюзивный спорт для всех» в Костромской области
— Безусловно, по окончании реализации программы возникают мысли, что же будет дальше? Нам бы очень хотелось, чтобы финансирование таких юнифайд-соревнований продолжилось, но я уверена, даже при отсутствии финансирования, те объединенные школы, которые вступили в наше движение по велению сердца и прочувствовали эту уникальную миссию Специальной Олимпиады, останутся с нами и впредь.

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности