Про Специальную Олимпиаду

Как работают с тренерами адаптивной физкультуры в регионах?

Тренер для детей с ментальными особенностями — не только наставник, а еще и друг, соратник, воспитатель, проводник в мир спорта. Это ответственная и сложная работа, в которой преподаватели выкладываются больше, чем на 100%. Иногда в ущерб семье, личному времени и даже собственному здоровью.

Мы попросили руководителей отделений Специальной Олимпиады поделиться опытом взаимодействия со спортивными наставниками особенных атлетов.
Мы продолжаем серию публикаций в блоге, где знакомим вас с региональными представительствами Специальной Олимпиады России. Мы уже рассказали об опыте написания заявок на гранты.

В этом материале — советы, как организовать взаимодействие с тренерами адаптивной физкультуры. В конце статьи мы собрали все важные пункты в чек-лист.

Специальная Олимпиада в Тульской области

Тульское отделение Специальной Олимпиады работает в регионе около трех лет. Здесь ребята занимаются настольным теннисом, плаванием и мини-футболом.

Председатель отделения Ольга Дурманихина уже десять лет работает с особыми детьми. Сначала ее подопечными были ребята с нарушениями опорно-двигательной системы, зрения и слуха. Затем добавились и дети с ментальными особенностями.

Ольга закончила физфак педуниверситета Тулы и прошла профессиональную переподготовку по работе в адаптивном спорте. По ее словам, Ольга начала работать с особыми ребятами случайно, но сразу поняла, что нашла дело по душе.
В Тульской области работают два госуниверситета, которые выпускают спортсменов и тренеров. Эти вузы взаимодействуют с педагогическим университетом, в котором открыто адаптивное отделение. В основном оттуда и приходят молодые специалисты, чтобы работать тренерами Специальной Олимпиады.

Занимались сначала с детьми с легкими нарушениями, затем стали тренировать и тех, к кому найти подход намного сложнее.
Александр Викторович Альбицкий
Ольга Дурманихина
Руководитель отделения Специальной Олимпиады в Тульской области
— Тут мы столкнулись с одной из проблем: тренеры начинают сомневаться в том, что они справятся. Это особенно касается спортивных сборов и поездок на соревнования, где им приходится находиться с подопечными круглые сутки. Естественно, это непросто.

После таких поездок бывает, что тренеры отказываются работать. Тогда мы начинаем искать способы, как помочь. Мотивируем финансово, набираем волонтеров, чтобы у наших сотрудников было больше времени для отдыха.

И, конечно, просто разговариваем: проводим «Лобное место», на котором вместе с коллегами ищем варианты решений проблемы. Делаем акцент на достижениях и важности деятельности для атлетов: «Помнишь, он пришел и не умел даже шнурки завязывать? А теперь, благодаря тебе добился многого». Часто после этого даем недельку отдохнуть. И тренеры чаще всего остаются. Потому что уже привыкли к «своим» детям, переживают за них и хотят довести до хорошего результата.
По ее словам, часто воспитанники-атлеты возвращаются уже дипломированными специалистами в качестве тренеров.

— Я вижу в этом только плюсы. Такие специалисты и понимают детей лучше, и мотивация у них сильнее. Он сами участвовали в соревнованиях, заразились этим спортивным азартом и умеют заражать им своих подопечных.

А еще важно учитывать важность влияния родителей на детей: «такие дети сами себя не приведут». Если мама и папа целеустремленные и настроены на положительный результат, то и у ребенка будет заметен прогресс, сложатся отношения с тренером, будет успех на соревнованиях.

— А если один раз сходили, потом заболели, а после этого уже и неохота возвращаться… то какой толк? Поэтому многое зависит от контакта тренера с родителями.
Советы от Ольги Дурманихиной по работе с тренерами:


  • Обсуждайте все сложные ситуации и используйте опыт коллег для поиска решений проблемы;
  • Следите, чтобы тренеры и родители были заодно;
  • Поощряйте интерес бывших атлетов к тренерской работе.

Адаптивный мини-футбол для детей с синдромом Дауна: как обучаются тренеры?

Специальная Олимпиада в Ярославской области

В Ярославской области отделение совсем молодое, открылось весной 2021. Сейчас активно развиваются велоспорт, плавание, легкая атлетика. В приоритете также лыжные гонки.

У председателя отделения Михаила Кузнецова экономическое образование. Начал работать с особенными детьми из-за личной истории: у него самого ДЦП. Несмотря на диагноз Михаил Кузнецов сумел добиться отличных результатов в спорте. Тогда и понял: раз смог он, то смогут и другие дети с особенностями развития. Михаил начал заниматься общественной работой, связанной с вопросами социальной поддержки для людей с нарушениями развития, а затем и возглавил отделение Специальной Олимпиады в своем регионе.

Михаил Кузнецов из тех тренеров, которые раньше были атлетами: он сам чемпион России в велоспорте. Пройдя такой путь, Михаил прекрасно понимает своих подопечных, это помогает ему и работать с коллегами — готовить их к самостоятельным занятиям с особыми детьми.

С ребятами с легкой степенью нарушений, бывает, работают другие специалисты, а с тяжелыми подопечными имеет дело в основном сам Михаил. Занимается уверенно и спокойно. По его мнению, в этой деятельности важное место занимает контроль. Но это требует постоянного напряжения, не у всех получается выдержать.
Александр Викторович Альбицкий
Михаил Кузнецов
Руководитель отделения Специальной Олимпиады в Ярославской области
— Пока я был в отпуске, тренировки проводили другие сотрудники. Но только с детьми с тяжелыми нарушениями занятия пришлось отменять. Такие атлеты могут быть очень непослушными и даже агрессивными.

Многие молодые специалисты, когда приходят работать, в первое время оказываются не готовы к тому, с чем сталкиваются. Все-таки это не объяснишь на словах. Учатся взаимодействовать с детьми они уже на практике. Но и опытные коллеги продолжают учиться. Я считаю, в нашей сфере знаний и опыта много не бывает. Поэтому мы принимаем участие во всех обучающих мероприятиях Специальной Олимпиады.

Совет от Михаила Кузнецова по работе с тренерами:

  • Будьте готовы поддерживать тренеров в стремлении продолжать учиться и повышать квалификацию;
  • Приглашайте специалистов, чтобы проводить семинары и мастер-классы;
  • Ищите интересные онлайн-курсы для тренеров.

Развитие адаптивного спорта в России: опыт Специальной Олимпиады

Специальная Олимпиада в Пермском крае

В Пермском крае работа с особыми детьми ведется более 16-ти лет. Атлеты занимаются флорболом, лыжными гонками, бадминтоном, теннисом, чирлидингом, настольным теннисом, плаванием, футболом, бочче, волейболом.

Ольга Потемка возглавила региональное отделение Специальной Олимпиады в 2019 году. У Ольги два образования: педагог начальных классов с коррекционной программой компенсирующего обучения и психолого-педагог. Первые занятия с особенными детьми закончились слезами. Психологически было очень непросто, но постепенно Ольга привыкла.

В Пермское отделение Специальной Олимпиады тренеры также часто приходят из коррекционной школы: это и бывшие воспитанники школ, и их преподаватели. Поэтому тренеры сами оценивают готовность и знают, с какими детьми будут работать. Сложности возникают в общении с родителями атлетов. Особенно, если это очень опекающие и контролирующие родители. Чтобы не доводить до конфликтов, к работе подключают психологов, которые общаются с обеими сторонами и снимают возникшее напряжение.

В период пандемии большая часть работы перешла в онлайн. Поэтому у тренеров старшего возраста были сложности с переводом деятельности в новый онлайн-формат. Выходом из этой ситуации стало привлечение молодых специалистов к удаленной работе.

И, в-третьих, Ольга столкнулась с профессиональным выгоранием тренеров.
Александр Викторович Альбицкий
Ольга Потемка
Руководитель отделения Специальной Олимпиады в Пермском крае
— Мы приступили к работе над грантом. Один из моих специалистов вначале с энтузиазмом воспринял эту деятельность, но когда на практике столкнулся со сложностями с набором команды и с бумажной волокитой, отказался принимать в этом участие.

Конечно, я могу понять этого тренера. Ему пришлось работать с регионом, в котором семьи детей с особенностями привыкли к большой активности с нашей стороны, при том, что сами мало проявляют инициативы. Мы подключили других своих специалистов, которые проводили беседы с родителями ребят с ментальными и иными нарушениями и привлекали их к участию в нашем проекте. Такая командная работа дала свои результаты — мы набрали команду, и тренер с более позитивным настроением продолжил работу.

Если у наших сотрудников появляются эмоциональные трудности в их деятельности, хорошо помогает психолог.

Совет Ольги Потемка по работе с тренерами:

  • Подключайте психологов к общению между тренерами и родителями;
  • Учитывайте интересы и опыт тренеров: выбирайте тот фронт работ, который будет радовать и давать наибольшую отдачу;
  • Помните про синергетическую силу команды: распределяйте дополнительную нагрузку и поддерживайте тренеров в проектной работе.

Как написать заявку на грант: опыт регионов

Чек-лист: как работать с тренерами адаптивной физкультуры?

Соберем все рекомендации от руководителей региональных отделений Специальной Олимпиады. Что же важно учесть при взаимодействии с тренерами? Вот девять главных советов:

  1. Обсуждайте все сложные ситуации и используйте опыт коллег для поиска решений проблемы.

  2. Следите, чтобы тренеры и родители были заодно.

  3. Поощряйте интерес бывших атлетов к тренерской работе.

  4. Будьте готовы поддерживать тренеров в стремлении продолжать учиться и повышать квалификацию.

  5. Приглашайте специалистов, чтобы проводить семинары и мастер-классы.

  6. Ищите интересные онлайн-курсы для тренеров.

  7. Подключайте психологов к общению между тренерами и родителями.

  8. Учитывайте интересы и опыт тренеров: выбирайте тот фронт работ, который будет радовать и давать наибольшую отдачу.

  9. Помните про синергетическую силу команды: распределяйте дополнительную нагрузку и поддерживайте тренеров в проектной работе.

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности