Про жизнь

Физические упражнения дают толчок в развитии социальных навыков у людей с аутизмом

Специалисты подтверждают, что занятия физическими упражнениями помогает в развитии у детей с аутизмом навыков общения. Как это происходит? Читайте в статье!
Канадские и австралийские эксперты доказали пользу физических упражнений для детей с аутизмом (детей в спектре). Во время спортивных игр у детей развиваются умение соблюдать очередность, вербальная и невербальная коммуникация. Научные данные подтверждают, что эти важные социальные навыки тренируются, когда процесс разбит на небольшие этапы и есть визуальная поддержка.

Физические упражнения помогают развивать навыки общения

— Дети с РАС или — как их часто называют, дети в спектре — как правило постоянно чем-то занимаются. У некоторых все время занимают программы поведенческого вмешательства, занятия занимают до 40 часов в неделю. Многие ходят к эрготерапевтам и логопедам. Но скорее всего мало кто может похвастаться, что регулярно занимается физкультурой — пишет Меган Ллойд, доцент кафедры медицинских наук университета Онтарио, Канада. При этом все больше исследований подтверждает, что физические упражнения помогают достигать тех же целей, что и более известные терапии аутизма, а вдобавок имеют ряд уникальных преимуществ.

Несмотря на то, что у подавляющего большинства детей в спектре есть нарушения моторики, терапевтическое вмешательство направляют на эти дефициты далеко не в первую очередь. В основном детей стараются научить говорить, поддерживать зрительный контакт, спокойно сидеть за столом и вести себя в обществе. Но Ллойд просит родителей не забывать, что «помимо этого дети должны вести активный образ жизни».

Множество небольших исследований позволяют предположить, что помимо улучшения моторных навыков, двигательные терапии могут способствовать развитию коммуникации, внимания, решению поведенческих проблем и улучшению академических навыков.

Поскольку данные получены в большинстве своим из пилотных исследований, мы пока не можем сказать как именно это происходит и какие виды физической активности считаются наиболее полезными, но уже ясно что в основе большинства достижений в ходе терапии лежит улучшение социальных навыков.

— Подумайте обо всех социальных умениях, которые можно потренировать в процессе игры: умение соблюдать очередность, ролевые игры, вербальная и невербальная коммуникация, социальные роли — пишет Ллойд.

— В ходе 9-недельного исследования были получены данные о том, что любые виды физической активности, от йоги до свободного танца, улучшают навыки социального взаимодействия, моторику и коммуникативные навыки, — пишет Анджана Бхат, доцент кафедры наук о движении в Университете Делавэра.

Разрозненные данные отмечают улучшения отдельных навыков — «внимания» и «социального контакта» — но пока не ясно насколько долгосрочным будет эффект и какая «доза» вмешательства необходима.

—Нам нужно понять, где упражнения могут помочь, а где нет, — говорит Берон Тан, психолог университета Эдит Кован, Австралия. — Если мы хотим использовать физические упражнения в качестве терапевтического вмешательства, нужно точно понять как они конкретно работают.

Правила игры

В жизни ребенка с аутизмом обычно не так много движения. Физкультура обычно не входит в традиционные программы вмешательства. Как правило дети много занимаются за столом, и почти не уделяют время активным играм.

Более того, дети с аутизмом и сами скорее склонны избегать спорта из-за нарушений моторики. Более 80% детей в спектре с трудом выполняют действия, требующие зрительно-моторной координации: вырезают, играют в мяч и т. д. Ллойд пишет:
Значительная часть этих детей учится переворачиваться и делает первые шаги в соответствии с возрастом, но когда дело доходит до более сложных, социально ориентированных навыков, они приходят гораздо позже
Кроме того, подростки с аутизмом могут избегать командных видов спорта из-за боязни и неумения взаимодействовать со сверстниками, а также сложностей с пониманием и соблюдением групповых правил.

В исследовании 2015 года в частности звучал вопрос «Вы считаете что научиться играть в спортивные игры и заниматься спортом слишком трудно?». Все нейротипичные респонденты ответили на этот вопрос отрицательно, а около 16% участников в спектре согласились что да, для них это очень трудно.

Из-за низкой активности дети с аутизмом часто имеют проблемы с весом. По сравнению со сверстниками у таких детей в два раза возрастает риск появления лишнего веса и в пять раз вероятность развития ожирения.

В этом отношении занятия физкультурой принесут детям с РАС такую же пользу как и их нейротипичным сверстникам, что подтверждают ученые под руководством Бхат в обзоре 2014 года.
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Ученые уверены, что включение физических упражнений в повседневную рутину детей с особенностями развития помогает снизить риск ожирения.

О важности рукопожатия

В мае Бхат начала исследование, в ходе которого предполагалось в течении двух месяцев сравнивать традиционную программу ABA и вмешательство на основе музыкальных занятий и движения. В ходе исследования четверо детей в спектре в возрасте от 7 до 13 лет играли на музыкальных инструментах и танцевали под песенки с «социальным сюжетом» — к примеру приветственные — каждый день в течении часа. Группа из 12-ти детей в спектре занималась по традиционной программе поведенческого вмешательства.

Предварительные результаты пилотного исследования говорят о преимуществах сочетания движения и социального взаимодействия: дети в группе, которая сфокусировалась на движении, смотрели на сверстников и говорили с ними в конце вмешательства гораздо чаще, чем в начале. У них также наблюдалось меньше нежелательного поведения.

— Мы обнаружили что в этой группе гораздо больше социального взаимодействия, дети чаще смотрят друг на друга и общаются, — пишет Бхат. Также дети приобрели больше моторных навыков по сравнению с их сверстниками, которые занимались ABA.

В небольшом исследовании, опубликованном в 2016 году, команда Меган Ллойд изучала, как повлияет 6-недельная программа занятий физкультурой на моторные навыки пятерых детей с тяжелой формой РАС. Каждую неделю исследователи работали с каждым ребенком над развитием определенного движения, например, учили бить по мячу. К концу программы большинство участников освоили все запланированные движения. Кроме того, дети показали гораздо большую заинтересованность в социальном взаимодействии и социальную осведомленность.

— Мы не ставили своей целью развитие социальных навыков, но неожиданно увидели улучшения в области адаптивного поведения и социализации, — пишет Ллойд. В будущем ученые планируют подтвердить результаты в ходе большого исследования.

Маленькими шагами

Некоторые специальные упражнения могут подтолкнуть когнитивное развитие. Исследование 2013 года показало, что дети в спектре, которые занимались Цигун гораздо лучше контролировали себя. Практика Цигун помогает лучше осознавать границы своего тела за счет очень медленных сосредоточенных движений.

Тем не менее, пока невозможно предсказать какие когнитивные преимущества получит ребенок и какой вид активности ему подойдет. Исследование подтвердило, что некоторые дети лучше концентрируются, когда начинают заниматься бегом, другие – когда садятся на велосипед, а третьи вообще не ощущают никаких улучшений.

Но даже крошечное продвижение в области понимания может оказать долгосрочное позитивное воздействие на способности ребенка к обучению. Вдобавок трудно найти способ реабилитации, который был бы столь же прост, доступен и дешев.

Как и в случае с другими видами вмешательства, реабилитация на основе физкультуры лучше работает у маленьких детей. Раннее построение моторных навыков придаст ребенку уверенности в собственных силах и поспособствует тому, чтобы в будущем он вел более активный образ жизни.

Еще один ключ к успеху таких программ — мягкий структурированный процесс обучения. Детям с аутизмом будет легче участвовать в спортивных играх, если разбить правила на мелкие, понятные части. Также можно использовать визуальную поддержку.

— Кроме того мы используем множество подкреплений и тренируем отдельные шаги гораздо больше, чем если бы работали с обычными детьми, – говорит Ллойд.

Летом студенты Меган Ллойд организовали недельный спортивный лагерь для девочек в спектре. На протяжении всей программы они отрабатывали отдельные движения, необходимые для игры в баскетбол, волейбол и т.д. К концу занятий участники научились вести мяч на поле и забрасывать его в кольцо.

— Это было великолепно. Девочки стали гораздо увереннее в себе, лучше двигались, у них поднялась самооценка, — говорит Ллойд.
Атлет Специальной Олимпиады Роман Зинуров
Занятия по программе «Молодой атлет» в рамках Специальной Олимпиады тренируют не только моторику и координацию движений, но и развивают социальные навыки.
Статья с сайта spectrumnews.org. Автор — Энн Грисвольд.

Источники:
  1. Tan B.W. et al. J. Autism Dev. Disord. 46, 3126-3143 (2016) PubMed

  2. Bremer E. et al. Autism Epub ahead of print (2016) PubMed

  3. Srinivasan S.M. et al. Autism Res. Treat. 2015, 736516 (2015) PubMed

  4. Stanish H. et al. Adapt. Phys. Activ. Q. 32, 302-317 (2015) PubMed

  5. Srinivasan S.M. et al. Phys. Ther. 94, 875–889 (2014) PubMed

  6. Bremer E. and M. Lloyd Adapt. Phys. Activ. Q. 33, 66-88 (2016) PubMed

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности