— Дети с РАС или — как их часто называют, дети в спектре — как правило постоянно чем-то занимаются. У некоторых все время занимают программы поведенческого вмешательства, занятия занимают до 40 часов в неделю. Многие ходят к эрготерапевтам и логопедам. Но скорее всего мало кто может похвастаться, что регулярно занимается физкультурой — пишет Меган Ллойд, доцент кафедры медицинских наук университета Онтарио, Канада. При этом все больше исследований подтверждает, что физические упражнения помогают достигать тех же целей, что и более известные терапии аутизма, а вдобавок имеют ряд уникальных преимуществ.
Несмотря на то, что у подавляющего большинства детей в спектре есть нарушения моторики, терапевтическое вмешательство направляют на эти дефициты далеко не в первую очередь. В основном детей стараются научить говорить, поддерживать зрительный контакт, спокойно сидеть за столом и вести себя в обществе. Но Ллойд просит родителей не забывать, что «помимо этого дети должны вести активный образ жизни».
Множество небольших исследований позволяют предположить, что помимо улучшения моторных навыков, двигательные терапии могут способствовать развитию коммуникации, внимания, решению поведенческих проблем и улучшению академических навыков.
Поскольку данные получены в большинстве своим из пилотных исследований, мы пока не можем сказать как именно это происходит и какие виды физической активности считаются наиболее полезными, но уже ясно что в основе большинства достижений в ходе терапии лежит улучшение социальных навыков.
— Подумайте обо всех социальных умениях, которые можно потренировать в процессе игры: умение соблюдать очередность, ролевые игры, вербальная и невербальная коммуникация, социальные роли — пишет Ллойд.
— В ходе 9-недельного исследования были получены данные о том, что любые виды физической активности, от йоги до свободного танца, улучшают навыки социального взаимодействия, моторику и коммуникативные навыки, — пишет Анджана Бхат, доцент кафедры наук о движении в Университете Делавэра.
Разрозненные данные отмечают улучшения отдельных навыков — «внимания» и «социального контакта» — но пока не ясно насколько долгосрочным будет эффект и какая «доза» вмешательства необходима.
—Нам нужно понять, где упражнения могут помочь, а где нет, — говорит Берон Тан, психолог университета Эдит Кован, Австралия. — Если мы хотим использовать физические упражнения в качестве терапевтического вмешательства, нужно точно понять как они конкретно работают.