про жизнь

Инклюзивный клуб боевых искусств:
мечта или реальность?

В сознании многих жителей нашей страны до сих пор живет ошибочное убеждение: люди с ментальными и иными нарушениями достойны жалости. Но там, где жалость, — нет места уважению и вере в собственные силы человека. Такой подход ведет к невозможности развиваться и адаптироваться в обществе.

Марсель Мансуров основал первый инклюзивный клуб боевых искусств DOJO № 1 и практикует совершенно другой (если не сказать, противоположный) подход к работе с детьми с интеллектуальными особенностями.

Непоколебимая вера в результат

«Как можно особенных детей развивать также, как всех остальных?», «А не боитесь, что ребенок с ментальными нарушениями начнет выплескивать свою агрессию на окружающих с применением выученных приемов карате?», «Разве можно ожидать от особенных детей высоких результатов?» — с этими вопросами Марселю Мансурову приходилось сталкиваться регулярно. Насчет опасений по поводу неконтролируемых проявлений агрессии при помощи изученных на занятиях приемов Марсель спокоен.

— Карате — такой вид спорта, который строится на жесткой дисциплине. Мои ученики беспрекословно выполняют все то, чему я их обучаю на занятиях. И одно из главных правил у нас — не пользоваться полученными навыками и знаниями при общении с окружающими. Только на занятиях и соревнованиях, — говорит Марсель.

Ответами же на многие другие вопросы послужили удивительно высокие результаты участников клуба боевых искусств DOJO № 1.

Первым таким результатом стало стремительное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС).
Александр Викторович Альбицкий
Марсель Мансуров
основатель инклюзивного клуба боевых искусств DOJO № 1
— Ко мне на занятия пришел мальчик, который баловался, плевался и кричал. Я не знал о его диагнозе, посчитал просто плохо воспитанным ребенком и стал с ним работать так, как работаю со всеми остальными детьми. Результаты очень приятно удивили его родителей.

Марсель Мансуров российский спортсмен, каратист (чёрный пояс, 1 дан); заслуженный мастер спорта России; двукратный чемпион мира (2015, 2017); чемпион Европы (2018); чемпион России (2014); автор собственной методики обучения особых детей.
В дальнейшем на занятия приходили и другие особенные дети, в том числе и с более серьезными ментальными и физическими нарушениями, но итоги их тренировок также впечатляют.
Александр Викторович Альбицкий
Марсель Мансуров
основатель инклюзивного клуба боевых искусств DOJO № 1
— Артем, мой ученик 11-ти лет, у него РАС. Мальчик занял первое место на соревнованиях среди обычных ребят. Дети с расстройством аутистического спектра часто отличаются огромной целеустремленностью и прямолинейностью. Артем пришел за кубком, и он его получил.

Обучал я и еще одного Артема. Это удивительный незрячий ребенок. Он на общих основаниях сдал на синий пояс. Вы только представьте: около четырехсот детей, у которых нет проблем со зрением, и он среди них, повторяет все движения синхронно вместе со всеми.

Вообще таких детей много, я рассказываю сейчас о наиболее ярких примерах. Обучался у меня и Макар, ребенок с синдромом Дауна. Он пришел к нам в сложном состоянии, можно сказать, был просто недееспособен. С ним невозможно было договориться, он делал только то, что сам хотел. И вот через год по поведению он почти сравнялся с детьми без диагноза. Его родители даже решились отправить его на две недели со мной на сборы, сами при этом остались дома.
  • «47 В ИГРЕ»: история нового инклюзивного проекта

Как в инклюзивном клубе удается достигать таких результатов?

По словам основателя DOJO № 1, самое главное — начать работать. Марселю в тренировках с первым его особым ребенком помогло как раз незнание диагноза ученика. Иначе появились бы сомнения: сможет ли он с ним общаться? будет ли он слушать, что ему говорят? получится ли добиться успеха в работе?
Александр Викторович Альбицкий
Марсель Мансуров
основатель инклюзивного клуба боевых искусств DOJO № 1
— Когда приступаешь к тренировкам особых детей, понимаешь: в такой работе нет ничего страшного. В ходе занятий индивидуальный подход всегда рождается сам. И ребенок «подсказывает», как с ним взаимодействовать. Нужно просто быть внимательным к этому.

В мире много людей, и все они разные: есть полные, худые, блондины, брюнеты… Тоже самое и с особыми детьми, к ним стоит относиться именно так — как к отдельным личностям. И искать индивидуальный подход точно также, как мы ищем его к любому другому ребенку — вот и весь секрет.
Очень важен старт занятий, когда любой ребенок чувствует себя растерянным, скованным. Для особых детей, многие из которых имеют совсем небольшой опыт общения с другими людьми, это двойной стресс. Марсель очень плавно вводит нового ученика в коллектив, «ведет за руку» в ходе тренировок. И в этом ему помогают все остальные дети, которые посещают занятия. У них сформировалась своя четкая позиция по отношению к людям с ментальными нарушениями, в которой инвалидизирующая жалость заменена на желание помочь особому ученику справиться самому и достичь высоких результатов.
  • Чир спорт для особенных детей:
    история тренера Алии Наметовой

Развитие первого инклюзивного клуба

DOJO № 1 — инклюзивный спортивный клуб боевых искусств, где вместе тренируются дети с особенностями развития и без.

В клубе обучается около 200 человек из которых 50 — дети с умственными или другими нарушениями.

Многие из них одержали победу на соревнованиях среди сверстников, а также сдали на пояса на общих основаниях.

Сегодня деятельность клуба выходит за рамки Екатеринбурга, в котором он начал свою работу. Так 29 мая в Москве на стадионе в Таганском парке прошла бесплатная тренировка, построенная на авторской методике Марселя Мансурова. Участниками стали ученики коррекционных школ и инклюзивных центров. Цель тренировки, как и цель самого клуба DOJO № 1 — поддержка развития инклюзии в России.
Александр Викторович Альбицкий
Марсель Мансуров
основатель инклюзивного клуба боевых искусств DOJO № 1
— К сожалению, наше общество еще не готово к тому, чтобы открыто принять особых людей. Пока мы не можем говорить о том, что дети с интеллектуальными и другими нарушениями могут свободно посещать школы и другие образовательные учреждения наравне со всеми остальными ребятами. И главная задача моей деятельности — через спорт сформировать такую среду, в которой найдется место каждому, где каждый будет себя ощущать полноценным членом общества, будет жить яркой интересной жизнью без ограничений.

В этом плане я очень рассчитываю на сотрудничество со Специальной Олимпиадой. Она несет очень важную миссию — сформировать новое сознание общества, в котором у всех будут равные возможности для развития и комфортного существования.

Вступайте в инклюзивное общество!

Каждый может внести вклад в наше движение. Что можно сделать?

  1. Стать атлетом
  2. Стать волонтером
  3. Стать тренером
  4. Стать судьей
  5. Внести пожертвование
Если вы пока не определились, подписывайтесь на наш блог и узнавайте больше про Специальную Олимпиаду.

Если вы хотите помочь, поддержать и рассказать о нас своим подписчикам и друзьям, пожалуйста, поделитесь этой статьей.
Получайте статьи почтой
Раз в месяц мы будем присылать
анонсы свежих публикаций в блоге!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Error get alias