Декларация независимости инвалидов: право быть инвалидом
Про жизнь
Декларация независимости инвалидов: право быть инвалидом и философия независимой жизни
Норман Кюнк, родившийся с ДЦП, и его жена Эмма, с аутизмом, — известные ораторы, защитники прав инвалидов, авторы нескольких книг. Они своим примером доказали, что каждый человек в мире способен вести активную, яркую жизнь и быть полезным обществу, независимо от диагноза. Они создали целую философию, которая нашла отражение в Декларации независимости инвалида.
Накануне Международного дня инвалидов рассказываем о документе, который дает вдохновение миллионам особенных людей во всем мире.
Философия независимой жизни
Многие привыкли противопоставлять людей с ментальными и иными нарушениями людям без диагноза. Первых нередко считают слабыми, зависимыми от более сильных помощников. Но намного ли сильнее и независимее люди без диагноза?
И вообще можно ли кого-либо назвать независимым? Каждый из нас нуждается в помощи докторов, когда заболевает; пекарей, когда голоден; водителей транспорта, если сам еще не научился водить и многом другом.
Все мы зависим от других членов социума, которые в чем-то более грамотные и более сильные. Так почему же мы порой смотрим со снисхождением на особенных людей, которые отличаются от нас лишь тем, что имеют немного другие зависимости?
В мире, в целом, и в нашей стране, в частности, есть огромное количество примеров, подтверждающих, что особенный ребенок или взрослый может стать сильной личностью и нести пользу другим. В качестве примера можно привести Анастасию Титову, особенную девочку, которая не только усердно занимается настольным теннисом сама, но и оказывает большую помощь тренеру в организации занятий с другими детьми. И таких людей миллионы.
Так что же, исходя из философии независимой жизни, требуется людям с ментальными и иными нарушениями, чтобы найти свое место в жизни? По большому счету одно — полноценно развитая социальная сфера, которая не только подготовит сильных членов общества, но и освободит других (родственников особенных людей, которые пока что тратят огромное количество времени на их обслуживание).
Окружающая среда может стать дружелюбной для любых ее жителей. Пандусы, специально обученный персонал, необходимое оборудование и т. п. способны дать людям с любыми нарушениями все необходимое, чтобы они стали полноценными членами общества.
Но даже это не главное. Гораздо важнее изменить отношение социума к ним. Перестать смотреть снисходительно и увидеть в них сильные личности. Тогда они выйдут из изоляции, начнут коммуницировать, развиваться и достигать высоких результатов.
Норман Кюнк, автор Декларации независимости инвалидов
Сейчас, глядя на достижения Нормана Кунка, который известен во всем мире как чрезвычайно активный защитник прав инвалидов, трудно поверить в то, что долгое время он сам не мог принять свою особенность и буквально «воевал» с ней. ДЦП Норман воспринимал как серьезный недуг, который он должен побороть. Поэтому, по его словам, когда специалисты по физиотерапии предлагали ему сделать 10 упражнений, он делал 20; когда просили работать физически 30 минут, он работал час.
Одной из своих побед над ДЦП Норман посчитал переход из школы для особенных детей в обычную. В то время ему исполнилось 13 лет.
Активный, сильный парень, возможно, еще долго направлял бы всю энергию на борьбу со своей особенностью. Принять ее молодому человеку помог его приятель, он просто спросил, почему Норман не хочет быть не таким, как все. Если до того проблемы особенных людей, по мнению парня, лежали в физиологической плоскости, то с этого момента для него они перешли в ментальную сферу. Молодой человек продолжил свое развитие, просто уже стал воспринимать свою особенность как часть индивидуальности.
Двигаться в этом направлении Норману помогло также понимание того, что он и не такой уж особенный. На самом деле, во все века, во всех странах всегда рождались «необычные» дети. И их столько, что можно отнести к определенной группе жителей нашей планеты.
Норман Кюнк — известный во всем мире мотивационный спикер, выступающий за право быть инвалидом.
Примером грамотного отношения к особенным детям может также отношение родителей Эммы, жены Нормана, к ней самой. Девочка с детства знала о том, что у нее аутизм, однако мама и папа всегда принимали ее такой, какой она и являлась. Они не пытались переделать ее, не одергивали, когда она делала что-то «не так».
Только в школе Эмма поняла, что отличается от других детей. Это был непростой период, но заложенное в ней восприятие себя как ребенка с индивидуальными особенностями, дало ей уверенность. Зная свои слабые и сильные стороны, Эмма смогла настолько хорошо приспособиться к окружающему миру, что собеседники и слушатели просто не верят в ее диагноз. Эмма же очень открыта, она свободно рассказывает обо всех сложностях своей жизни и, главное, о том, как смогла с ними справиться. Для огромного количества людей с такой же особенностью, как у нее, это бесценная информация, которую они также успешно могут применять на практике.
Сегодня Эмма — известный в мире спикер, у нее отличное образование. Вместе с Норманом они воспитали прекрасных сыновей. Знаменитые муж и жена живут полноценной жизнью, наполненной путешествиями, общением и позитивом. Своим примером они показывают, что такое существование может быть доступным для каждого человека, с любыми его особенностями.
Норман Кюнк, родившийся с ДЦП и его жена Эмма, с аутизмом, перевернули представление о людях с ментальными и иными нарушениями, как о слабых, требующих помощи и снисхождения.
Норман Кюнк, родившийся с ДЦП и его жена Эмма, с аутизмом, перевернули представление о людях с ментальными и иными нарушениями, как о слабых, требующих помощи и снисхождения.
Норман Кюнк, родившийся с ДЦП и его жена Эмма, с аутизмом, перевернули представление о людях с ментальными и иными нарушениями, как о слабых, требующих помощи и снисхождения.
Декларация независимости инвалидов
Основные тезисы Декларации:
Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
Не надо меня поддерживать, я не так слаб, как кажется.
Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
Не пытайтесь руководить мною. Я имею право на собственную жизнь, как любая личность.
Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
Помогите мне познать то, что я хочу.
Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, если это даже доставляет вам удовольствие.
Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.