— Ирина, ваша семья — пример инклюзии. Вы не прячете ребенка, не перестраиваете свой режим под нее, а максимально «включаете» Машу в жизнь общества (перелеты, мероприятия, общение с другими детьми, спорт) и боретесь со стереотипами в обществе (блог, рассказ о том как у вас «изнутри»). Как вы считаете, сейчас наше общество готово к инклюзивной революции? Готово сломать барьеры, которые мешают детям с особенностями интеллектуального развития быть полноценными участниками общества?
— Ох, вот это вопрос многогранный. С одной стороны, общество готово к инклюзии во многом. Мы с Машей правда везде ходим и ездим, не встречаем негатива или каких-то преград, на первый взгляд. Но! Если копнуть глубже, то пока мы не достигли того понимания инклюзии, которое есть во многих других странах. К примеру, про школу. В большинстве государственных школ просто нет технической возможности взять особенного ребёнка в класс, нет штатной единицы в лице тьютора, который позволял бы проходить программу с другими учениками, но иметь при этом индивидуальный план обучения.
Да Бог с ней, со школой. Кто-то выбирает коррекционные школы, кто-то семейное обучение. Но как быть с социализацией вне школы? В прошлом году Машу не взяли в лагерь, куда ездила Ксюша, ее старшая сестра. Не взяли, не потому что познакомились с Машей и решили, что она не сможет играть с ребятами, принимать участие в занятиях и развлечениях. Нет, мне просто отказали, узнав диагноз, хотя я даже предложила оплатить дополнительного вожатого для неё, чтоб им было спокойно. Она бы поехала с сестрой, жила в одном номере в отеле с ней. Она сама ест, одевается, моется, как остальные девочки её возраста. Когда Ксюша уехала, Маша у меня спросила: «Мама, почему я не могу поехать в лагерь? Я же тоже девочка». В эти моменты я не знаю, что мне делать, что ответить.